Картотека дидактических игр по формированию геометрических представлений у дошкольников старшего возраста. Картотека дидактических игр по фэмп (игры с геометрическими фигурами) картотека по математике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему Иг

Кузнецова Татьяна

Дидактическая игра «Геометрические фигуры » для второй младшей группы .

Цель : формировать у детей 3-4 способность подбирать геометрические фигуры по форме и цвету ; закреплять название фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и цвета (красный, синий, желтый, зеленый) ; способствовать развитию мелкой моторики; развивать мышление.

Описание : у детей 3-4 лет возникают трудности в различении цветов и геометриче-ских фигур . Чтобы детям было легче запомнить названия цветов и геометрических фигур я изготовила дидактическую игру «Геометрические фигуры » .

Игра состоит из двух карточек изготовленных на фотобумаге формата А4 и 36 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) четырех цветов (красный, желтый, синий, зеленый, по две фигуры каждого цвета .

Ребенок должен разложить фигуры в соответствии с формой и цветом. Например : первая строчка-изображен круг и четыре цвета, значит ребенок должен подобрать круги красного, желтого, зеленого и синего цветов; вторая строчка-изображен желтый цвет и четыре фигуры , значит ребенок должен подобрать круг, квадрат, треугольник и прямоугольник желтого цвета.

В дальнейшем можно изготовить еще карточки с другими цветами. Например доба-вить голубой, розовый, оранжевый, фиолетовый цвета.




Публикации по теме:

Элементарно-математические представления "Геометрические фигуры" Элементарно-математические представления один из самых основных видов.

Задачи:закрепить знание о геометрических фигурах, упражнять в составлении из частей целой геометрической фигуры, развивать зрительное восприятие,.

Конспект НОД для младшей группы с использованием интерактивной доски «Геометрические фигуры» Геометрические фигуры. Цель: закреплять представление о геометрических фигурах. Учить детей классифицировать геометрические фигуры по трём.

Конспект занятия в средней группе «Путешествие колобка» (геометрические фигуры и геометрические тела) КОНСПЕКТ Занятия в средней группе, для детей с нарушением зрения. (Работа тифлопедагога по особенностям восприятия у детей с нарушением.

Для работы нам понадобятся: -картонная коробка (от конфет или парфюмерного набора); -клей ПВА; -ножницы; -простой карандаш; -линейка;.

Мультимедийная игра: «Поможем Незнайке запомнить геометрические фигуры». Данное пособие предназначается для детей старшего дошкольного возраста. Его можно использовать как часть НОД, так и в индивидуальной работе.

Конспект НОД по математике в младшей группе с использованием интерактивной доски «Геометрические фигуры» НОД по математике в младшей группе Геометрические фигуры. (интерактивная доска) Цель: закреплять представление о геометрических фигурах.

Игры с геометрическим материалом на воссоздание фигур-силуэтов для детей старшего дошкольного возраста

Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ОШ» Киквидзенского района Волгоградской области
Краткое описание:
Данную игру можно использовать в работе с детьми 5-7 лет. Для игры нужно взять квадрат, изготовив его из картона, пластика или других материалов, и разрезать его по линиям на разные фигуры. Всего получится 11 фигур: два квадрата, четыре треугольника, один большой четырехугольник и четыре маленьких четырехугольника. При составлении фигур-силуэтов используются все части, которые присоединяются одна к другой, но не накладываются друг на друга. Возможно применение данной игры с детьми 3-4 лет, при использовании образцов уже составленных фигур-силуэтов.
Цель: формирование умений создавать фигуры-силуэты из многоугольников
Задачи:
- закреплять знания детей о геометрических фигурах;
- развивать познавательный интерес, самостоятельность, сообразительность, наблюдательность, логическое мышление, способность к творческому поиску, умение находить новые способы решения поставленной задачи.
Предлагаю шаблон квадрата, который, по желанию вы можете увеличить или уменьшить. Не обязательно он должен быть такого же размера, как у меня (поэтому размеры самого квадрата я не указываю).

Предварительно с детьми можно рассмотрев квадрат, выяснить, из каких фигур ин состоит, загадав загадки:
На эту фигуру ты посмотри:
У нее углов всего лишь три.
Ты назвать ее, наверное, готов
По количеству углов.(треугольник)
Имею я три стороны,
Имею три угла.
Меня ты быстро назовешь,
Об этом знаю я.
Ведь знает каждый школьник,

Меня - я… (треугольник)
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная бываю всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я… (квадрат)
Не треугольник и не круг,
И овалу я не друг.
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...(квадрат)
Четыре угла, как квадрат я имею,
Но только квадратом назваться не смею,
И всё же, похож на квадрат, между прочим,
Две длинные стороны, две - покороче. (четырехугольник)
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат…(четырехугольник)

Примеры составления фигур:

Корова


Жираф


Конверт


Собачка


Башня


Игру я составила, используя шаблон DragAndDrop. Данный макрос создан программистом Хансом Хофманом (Германия).
Работа с шаблоном DragAndDrop.
1. Откройте программу.
2. Нажмите Показ слайдов , выберите С начала или С текущего слайда .
3. В появившемся окне Оповещение системы безопасности выберите Включить это содержимое , затем нажмите ОК .
4. Выполняя работу по созданию фигур-силуэтов на слайде, нужно кликнуть по любой фигуре левой кнопкой мыши один раз, переместить ее в нужное место, и снова сделать щелчок левой кнопкой мыши. Точно так же перемещаем все фигуры.
Если ребенок затрудняется с выполнением задания самостоятельно, то он может воспользоваться подсказкой. При нажатии на слово подсказка в верхнем левом углу слайжа появляется картинка с изображением. При нажатии на какую-либо фигуру картинка-подсказка закрывается.
Подсказкой можно воспользоваться неограниченное количество раз.
Для создания следующего силуэта нужно перейти на следующий слайд.
Выполнив задание, можно сохранить работу, но лучше нажать «не сохранять».
Игры можно использовать учителям начальной школы на внеклассных мероприятиях по математике с учащимися 1,2 классов, а также воспитателям детских садов во время проведений занятий с дошкольниками. Данной разработкой могут воспользоваться родители для организации досуга своих детей.

Презентация на тему: Математические игры с геометрическими фигурами

Образовательная область «Познавательно-речевое развитие»

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Дети пятого года жизни познают свойства объектов: цвет, формы, размер, расположенность в пространстве, группируют и классифицируют предметы по нескольким свойствам.Дети овладевают умением сравнивать и обобщать группы предметов, по 2-3 признакамнаходить сходство и различия.Они выявляют зависимость между предметами по количеству, расположению и другим признакам.

В ходе усвоения детьми математического материала решаются задачи по развитию у детей:

Самостоятельности, инициативности, желания и умения сосредоточенно играть довольно длительное время(15-20 мин) в содержательные познавательные игры;

Умение анализировать, сравнивать, обобщать предметы по свойствам, количеству, расположению, назначению;

Умение сосчитывать предметы, звуки, движения и пользоваться счетом для оценки количества объектов;

Творческого воображения, умения активно действовать в условиях простой проблемной ситуации.

В разных видах деятельности (играх, играх – занятиях, сюжетно-дидактических играх) организуется процесс познания детьми математических отношений, связей и зависимостей геометрических фигур, величин, чисел, что развивает познавательные способности детей их опыт и характер представлений.

Предложенные ниже дидактические игры помогут детям и педагогам в работе над формированием геометрических представлений.

ИГРА: «ЧТО В МЕШОЧКЕ?»

Цель игры: показать, что результат пересчета (сколько?) не зависит от его последовательности.

Ход игры: несколько(4-5)небольших, легко узнаваемых предметов педагог. предварительно показав детям, опускает в мешочек. Определив их на ощупь, дети по очереди вынимают предметы, пересчитывают, каждый раз с новой фигуры.

ИГРА « ЧТО ПРОПАЛО?»

Цель игры: развивать внимание, кратковременную и долговременную память.

Ход игры: продемонстрировав предметы, педагог просит детей закрыть глаза. Один из предметов он прячет. Дети должны назвать, что пропало. Игра повторяется несколько раз. Затем, собрав предметы в мешочек, педагог просит вспомнить, кто какой предмет доставал в ходе упражнения. (« Кто достал шарик? Кто достал кубик? »)

ИГРА «ОБЕЗЬЯНКА».

Цель игры: развивать внимание, наблюдательность, учить воспроизводить образец конструкции.

Ход игры: рассадив детей, педагог раздает им по 2 кирпичика(2*4*8см) из строительного набора. Воспитатель спрашивает:

Сколько кирпичиков у каждого?

Два предмета - это пара. Какого цвета пара у Тани? У Вовы?

У кого пара одного и того же цвета?

У кого пара разного цвета?

Сейчас я буду составлять различные комбинации из двух кирпичиков.Вы должны быстро повторять мою композицию на своих кирпичиках.

ИГРА «НАЙДИ ФИГУРУ»

Цель игры: учить детей различать геометрические фигуры, сравнивать фигуры, развивать долговременную память.

Ход игры: рассмотреть геометрические формы – круг, треугольник, квадрат. Отсчитав вслух (или отхлопав) до 5, отыскать среди своих фигур ту, которую педагог, показав, перевернул изображением вниз.

Упражнение можно повторять,используя набор карточек. Дети ищут фигуру по памяти. Задание усложняется числом фигур, увеличенных до 4-5 штук.

ИГРА «НАЙДИ И НАЗОВИ».

Цель игры: закрепить умениебыстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета: развитие внимания, быстроты реакции.

Правила: ответ следует сразу за вопросом; называть все указанные в вопросе признаки (цвет, размер). Выполнившие эти условия ребенок берет фигуру себе.

Ход игры: на фланелеграфе раскладываю в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Воспитатель говорит «Кто нашел большой круг?» , «Кто нашел большой квадрат?»и т.д. Ребенок, правильно и быстро показавший фигуру, берет ее себе.

ИГРА «МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ».

Цель игры: освоение умения классифицироватьмножества по двум свойствам: цвет и форма, размер и форма.

Ход игры: дети по описанию выбирают «ковры» для жителей города Геометрических фигур. Красные фигуры хотели бы такой ковер: в середине квадрат, снизу прямоугольник, сверху три треугольника, слева- один треугольник, справа -два треугольника. Можно предложить детям самим нарисовать ковры.

ИГРА «ЗАЛАТАЙ КОВРИК».

Цель игры: расширять представление о геометрических фигурах, учить соотносить размер и форму фигур, закреплять знания о цвете, развивать моторику пальцев рук.

Ход игры: вложитьв коврики «заплатки» нужного размера, формы и цвета.

ИГРА « ПОМОГИМИШУТКЕ»

Цель игры: развивать внимание, расширять представление о геометрических фигурах, учить соотносить размер и форму фигур, закреплять знания о цвете

Ход игры: детям предлагается рассмотреть, какрасположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены. Заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовать Мишутке (или любой другой игрушке). Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться треугольник, а в группе фигур синего цвета -красная.

ИГРА « ПОДБЕРИ ПО ВЕЛИЧИНЕ».

Цель игры: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер).

Материал: Геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т.д.) двух размеров - большие и маленькие.

Ход игры: Педагог кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга - маленькие. Игра проводиться с небольшой группой детей (6-7 чел.).

ИГРА «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Цель игры: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т.д.).

Ход игры: Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры, одним словом.

ИГРА «НАЙДИ ЛИШНЮЮ ФИГУРУ»

Цель игры: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять фигуру, отличную от других.

Материал: Квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, цифры: «2», «3», «4», «5», «6».

Ход игры: Ребенку дается задание – найти лишнюю фигуру. (Круг, он без углов). Теперь среди оставшихся фигур найти лишнюю. (Треугольник, у остальных фигур по четыре угла). А как называются оставшиеся фигуры? (Четырехугольники). Из чисел «2», «3», «4», «5», «6» выбрать те, которые подходят к этой группе фигур. (Три четырехугольника, четыре – у каждой фигуры по четыре угла).

ИГРА «ПОДБЕРИПОДХОДЯЩЕЕ».

Цель игры: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и подбирать фигуру по общему признаку.

Материал: Карточки с изображением разнообразных геометрических фигур.

Ход игры: Перед ребенком выкладываются три карточки с изображенными на них геометрическими фигурами, находящимися в какой-либо зависимости. Задача ребенка – подобрать четвертую карточку с подходящей геометрической фигурой.

ИГРА «ЧТО ПОДХОДИТ?»

Цель игры: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку формы, присоединять новые фигуры к имеющимся группам, обозначать основание группы словом.

Материал: Четыре четырехугольника, три треугольника, цифры «3», «4».

Ход игры: Детям даны два четырехугольника и два треугольника, они делят фигуры на основании формы. Затем педагог показывает детям один треугольник и два четырехугольника и просит присоединить их к уже имеющимся группам. Вопрос: к какой группе подходит число «3», а к какой число «4»? (Три треугольника, у каждого по три угла; четыре четырехугольника, у каждого по четыре угла).

ИГРА «РАЗДЕЛИ ФИГУРЫ»

Цель игры: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку размера, умение соотносить цифры с признаками образованных групп, объяснять свой выбор.

Материал: Три больших квадрата, пять маленьких квадратов одного и того же цвета, цифры «2», «3», «4», «5», «7», «8», «10».

Ход игры: Ребенок должен разделить фигуры на две группы (по размеру). Из чисел «2», «3», «4», «5», «7», «8», «10» выбрать те, которые подходят к составляемым группам, объяснить свой выбор. (Три больших квадрата, пять маленьких квадратов, восемь квадратов всего, четыре – у всех квадратов по четыре угла).

ИГРА « РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ».

Цель игры: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выделять лишнюю, отличную от других, классифицировать фигуры по двум основаниям (цвет, размер), умение соотносить цифры с признаками образованных групп, обозначать группы обобщающим словом.

Материал: Четыре больших квадрата (три красных, один зеленый), два маленьких зеленых квадрата, один маленький зеленый круг, цифры «1», «2», «3», «4».

Ход игры: Детям задается вопрос: какая из этих фигур лишняя? (Круг, остальные фигуры – квадраты). Дается задание – разделить все квадраты на группы. (Два основания классификации: по цвету и размеру). Что могут означать числа «1», «2», «3», «4»? (Один большой зеленый квадрат, два маленьких квадрата, три больших красных квадрата, три зеленых квадрата, четыре больших квадрата). Сколько всего квадратов? Сосчитаем по порядку (первый, второй…).

ИГРА «ПОСМОТРИ И РАЗЛОЖИ».

Цель игры: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, разделять фигуры на заданное количество групп, умение соотносить цифры с признаками образованных групп, объяснять свой выбор.

Материал: Два больших желтых круга, три больших желтых треугольника, три маленьких зеленых треугольника, цифры: «2», «5», «3»?

Ход игры: Дается задание разделить на две группы (по разным признакам: цвету и размеру – большие желтые фигуры и маленькие зеленые; по форме – круги и треугольники). Что могут означать числа «2», «5», «3»? (Два больших желтых круга, пять желтых больших фигур, три больших желтых треугольника, три маленьких зеленых круга, три маленьких зеленых треугольника).

ИГРА « НАЙДИ СВОЙ ДОМИК».

Цель игры: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку

Материал: Геометрические фигуры.

Ход игры: На ковре лежат геометрические фигуры, это – домики. У детейв руках карточки геометрического лото, это – адреса. Пока звучит музыка, дети двигаются по ковру, по сигналу – находят свой домик. В одном доме может быть один или несколько жильцов

ИГРА «ФЕДОРКА».

Цель игры: Развитие умения классифицировать предметы по одному признаку (размер, цвет, форма, материал)

Ход игры: Подбираются пары похожих предметов, отличающихся по какому-либо признаку, один предмет без пары – «федорка». Пример: кубик зеленыйи красный кубик, ложка деревянная и металлическая ложка… Предметы лежат на столе. Дети подходят по очереди и составляют пары предметов, объясняя свой выбор

ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ».

Цель игры: Отработка употребления предлогов, геометрических форм.

Материалы: Для игры потребуется корзиночка, геометрические формы, известные детям.

Ход игры: Назови фигуры. Где лежит треугольник. «Ночь». Что изменилось, где теперь треугольник? (В корзине, справа от корзины, под корзиной…)

ИГРА «КАТИТСЯ – НЕ КАТИТСЯ».

Цель игры: Определение формы предмета, свойства фигур.

Ход игры: Хлопни, если названный предмет катится, топни – если не катится

Арбуз,кубик,книга,колесо,карандаш,банка,морковка,листочек, апельсин,домик,мяч…

ИГРА «НАЙДИ ПРЕДМЕТ».

Цель игры: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Ход игры: Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу». Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не будутподобраны к образцам.

ИГРА «ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЛОТО» .

Цель игры: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материал. 5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок, кубик и т. д.; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина).

Ход игры: Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателяподбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).

ИГРА « СОБЕРЕМ БУСЫ».

Цель игры: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Материалы: Длинная лента, разноцветныекартонные геометрические фигуры с отверстиями

Ход игры: На полу лежит длинная лента. На нейв определенном чередованиинанизаны фигуры.

Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту сгеометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая».Дети выбирают геометрические фигуры и нанизывают их в соответствии с заданной закономерностью.

ИГРА «ЛОТО».

Цель игры: учить вычленять контур предмета, соотносить объемную форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, знать их названия.

Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных форм (например, на одной - круг, квадрат, треугольник; на другой - круг, овал, квадрат; на третьей - квадрат, прямоугольник, треугольник и т. п.), набор карточек с изображением одной формы для наложения на большие карточки.

Ход игры: Каждому ребенку педагог дает большую карточку, а себе берет маленькие карточки, предварительно разложив их по формам. Поднимает одну карточку, например, круг, и спрашивает: «У кого такая?» (форма не называется). Те, у кого на карточках есть круг, поднимают руки и педагог раздает им маленькие карточки с кругами, одновременно проверяя правильность выбора: «Молодцы, у меня круг и у вас круг». Дети накладывают маленькие карточки на соответствующее изображение. Затем, он переходит к следующей форме и поднимает, например, трапецию. Однако, при оценке ответа детей, он не называет эту форму, так как с ее названием детей не знакомят, а просто отмечает, что дети сделали правильно.

По мере усвоения игры детям дают по две, а затем по три карты. Выбор производится уже не из 3, а из 6-9 форм. В дальнейшем в роли ведущего может быть ребенок, педагог садится среди детей и берет себе большую карту.

Дидактические игры на тему: «Геометрические фигуры»

Дидактическая игра «Геометрическое лото»

для детей от 3 до 5 лет.

Описание игры. Дидактическая игра «Геометрическое лото» предназначена для воспитателей второй младшей и средней групп, а также для дошкольников от 3 до 5 лет. Игра может быть легко выполнена родителя и использоваться дома для обучения работать со схемами, развития у ребёнка логики, образного мышления, воспитания усидчивости и внимания.
Состав игры: геометрические фигуры разных цветов и размеров, схемы предметов, животных.

Игра предназначена как для занятий с одним ребёнком, так и с 2-3 детьми.
Цель игры: в игровой форме научить детей различать геометрические фигуры, цвета, пользуясь схемой, составлять фигуры предметов и животных, ориентироваться в пространстве игрового листа.
Ход игры: Начинать лучше с одной схемы. Пусть ребёнок из имеющихся геометрических фигур подберёт к ней подходящие по цвету и размеру и наложит на схему.
Игра содержит как простые, так и более сложные схемы, что позволяет научить дошкольника работать со схемами, закрепить знание геометрических фигур, дать представление о том, что фигуры могут быть разных цветов и размеров, развить у него образное и логическое мышление, воспитать усидчивость и внимательность.
Пример работы со схемой.
1.Совместно с воспитателем ребёнок рассматривает схему и определяет что на ней изображено.
2.Называются геометрические фигуры, имеющиеся на схеме. Называется их цвет и размер.
3.Подбор необходимых геометрических фигур и заполнение схемы.
схема "Неваляшка"

Конечно же схемы к этой игре могут постоянно дополняться. А в старшем возрасте можно попробовать составлять с дошкольниками изображения без схем, самостоятельно, придумывая что-то своё. Что будет способствовать дальнейшему развитию и совершенствованию полученных умений.

Ориентировка в пространстве

Упражнение «Расставь геометрические фигуры на листе»

Взять лист бумаги и приготовить для работы картонные геометрические фигуры.

Поставь квадрат в правый верхний угол.
Поставь круг в середину листа.
Поставьте треугольник в левый нижний угол.
Поставьте овал в левый верхний угол.
Поставьте треугольник в правый нижний угол.

Динамическая пауза «Сосчитай и сделай»
Сколько треугольников в елочке зеленой,
Столько ты немедленно выполни наклонов. (3)

Сколько на тарелке овальных пирожков,
Столько же немедленно выполни прыжков. (5)

Прямоугольных сколько стаканов для гостей,
Столько приседаний выполни скорей. (4)

На полке сколько круглых ваз.
В ладоши хлопни столько раз. (1)

Сколько квадратных флагов повесили для нас,
Столько поворотов выполни сейчас. (2)

Игра НАЗОВИ УЛИЦЫ ГОРОДА

Цель:

· обобщить знания детей об известных признаках: цвет, форма, размер;

· познакомить детей с новым видом деятельности – моделированием.

Оборудование:

· цветные фломастеры;

· таблички: «Цвет», «Форма», «Размер».

Педагог показывает главный город страны Геометрия, выполненный с помощью аппликации:

Этот город ещё очень молодой. Все фигуры в этом городе расселились по улицам, но не успели дать им названия. Давайте им поможем. Интересно, как можно назвать первую улицу, идущую сверху вниз?
- Треугольная.
- Почему вы ее так назвали?
- Потому что на ней живут только треугольники.

- Формой.
- Какая у них форма?
- Треугольная.
- Что же можно нарисовать на табличке этой улицы?
- Треугольник.
- Правильно!

Сверху на табличке педагог рисует треугольник. Та же самая работа проводится и для всех остальных улиц, идущих сверху вниз.

А эту улицу как назовем? (Показывает верхнюю улицу, идущую слева направо.)
- Красная.
- Почему вы её так назвали?
- Потому что все фигуры на этой улице красные.
- Чем же похожи все эти фигуры?
- Цветом.
- Что нарисуем на табличке?

Дети в небольшом замешательстве, но потом соображают, что нужно нарисовать бесформенное пятно красного цвета. Аналогично разбираются и все оставшиеся улицы.

А теперь скажите мне, какие все эти фигуры? (Показывает все маленькие фигуры.)
- Маленькие.
- А остальные?
- Большие.
- Чем же они отличаются?
- Размером.
- И так давайте ещё раз вспомним, по каким признакам отличаются все фигуры, живущие в этом городе.
- По форме, цвету и размеру.

Вывешиваются три таблички, и дети пытаются сами объяснить, почему именно такие значки изображены на этих табличках:

Игра ОТГАДАЙ ФИГУРУ ПО ЗАГАДКЕ

Цель:

· развитие аналитико-синтетической деятельности на основе умения давать характеристику фигуре по известным признакам и находить фигуру по характеристике.

1 вариант – используется аппликация с прошлой игры для развития логики.

Педагог, используя таблички «цвет», «форма», «размер» и аппликацию с прошлого занятия, загадывает загадку про одного из жителей этого города. Например: «Эта фигура по форме – круглая, по цвету – красная, а по размеру – большая». Дети отгадывают загадку и показывают её. После чего дети сами загадывают и отгадывают загадки.

2 вариант – используется набор цветных фигур (на каждого ребенка).

Ребёнок выбирает из набора глазами любую фигуру и, используя таблички «ЦВЕТ», «ФОРМА», «РАЗМЕР», составляет про неё рассказ. Например: «Моя фигура по форме - пятиугольная, по цвету - зелёная, а по размеру – маленькая». Все остальные должны выбрать из своего набора нужную фигуру и по команде педагога (на счет «Раз-два-три») показать её. Ребёнок, который составлял рассказ, проверяет.

Игра ЗАСЕЛИ ФИГУРУ НА СВОЙ ЭТАЖ

Цель:

· совершенствование умения выполнять анализ и синтез.

Оборудование:

· аппликация дома,

· мешочек с некоторыми фигурами из набора.

Перед игрой необходимо внимательно посмотреть на дом и выяснить, каким образом поселились фигуры. Какие фигуры живут на первом этаже, на втором и на третьем? На первом этаже поселились красные фигуры, на втором – треугольные, а на третьем – маленькие. Задача детей заселить в дом фигуру, которую они вытягивают из мешочка.

Перед тем как её заселить, ребёнок должен рассказать, на каком этаже может жить его фигура и почему. Например, если ребёнок вытягивает маленький красный квадрат, то у него должен получиться такой рассказ: «Моя фигура может жить на третьем этаже, потому что она маленькая, и на первом, потому что она красная».

Игра ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ДОМИНО

Цель:

· научить находить похожую фигуру по любому признаку.

Раздаточный материал:

· карточки со всеми цветными геометрическими фигурами (24 шт.).

1 вариант - дети садятся за один стол. Все карточки раздаются детям. Задача детей - выкладывать по очереди свои карточки, называя, чем похожа его фигура на последнюю. Только в этом случае ребёнок может выставить свою карточку. Кто первый выложит все фигуры, тот и выигрывает.

2 вариант – признак, по которому дети должны выставить свою фигуру только один, и он всё время меняется. Например, сначала нужно выложить фигуру, похожую цветом. Следующий игрок должен выложить фигуру, похожую формой, следующий - размером и опять цветом, формой и размером.

Игровое упражнение НАПИШИ ПИСЬМО-ИНСТРУКЦИЮ

Цель:

· познакомить детей с элементом действия моделирования – кодированием признаков геометрических фигур.

Оборудование:

· аппликация домика,

· листы с таблицей по количеству детей.

Ребята, сегодня мы с вами будем писать письмо-инструкцию для детей другой группы. Что такое письмо, вы знаете, а что такое инструкция? Это такое письмо, в котором рассказывается, как нужно правильно что-то собрать или сделать. Сегодня мы с вами напишем инструкцию – как сделать вот такую аппликацию.

Дети рассказывают, какие фигуры и в каком порядке необходимо наклеить.

Нам осталось все это записать. Но, проблема состоит в том, что дети этой группы не умеют читать, поэтому письмо это мы зашифруем с помощью таблицы.

Педагог работает на доске, а дети – на листочках.

Скажите, что должны учитывать дети, прежде чем вырезать эти фигуры? (Цвет, форму и размер.) Тогда давайте договоримся, что в первом столбике мы будем указывать цвет, а чтобы не забыть, нарисуем значок. Во втором столбике мы будем указывать форму, нарисуем значок для формы, а в третьей колонке будем указывать размер - нарисуем значок размера. Все маленькое мы будем обозначать маленьким домиком, а все большое – большим.

Давайте по порядку зашифруем все фигуры, которые нужно вырезать и наклеить.

Дети вместе с педагогом зашифровывают все фигуры, кроме последней. Последнюю фигуру дети зашифровывают самостоятельно. В результате у детей получается вот такое письмо-инструкция.

Игровое упражнение СРАВНИ ДВЕ ФИГУРЫ

Цель:

· подвести детей к необходимости выделения основания сравнения при сравнении двух фигур;

· познакомить детей с алгоритмом действия сравнения.

Оборудование:

· карточки с признаками геометрических фигур,

· набор цветных фигур по количеству детей.

Ребята, как-то неделю назад, между двумя мальчиками возник спор. Один мальчик говорил, что эти две фигуры одинаковые, а другой - разные. (Показывает два круга, отличающиеся по цвету.) Как вы думаете, кто из них прав?
- Прав и тот и другой, так как по форме и размеру они одинаковые, а по цвету они разные.
- Так от чего же будет зависеть правильность ответа? … Наверное, от того, по какому признаку мы будем их сравнивать? Сейчас я вам покажу ещё две фигуры. Скажите, чем эти фигуры похожи и чем отличаются? (Карточки с признаками фигур висят на доске.)

Работа с набором цветных фигур:

Покажите две фигуры, которые похожи только цветом; только формой; только размером.
- Покажите две самые непохожие фигуры.
- Выберите из набора две любые фигуры и составьте про них рассказ, то есть расскажите, чем они отличаются и чем похожи.

Игра ДОРОЖКА ИЗ ФИГУР

Цель:

· совершенствование действия сравнения.

Раздаточный материал:

· островки из картона,

· модели трёх героев,

· наборы цветных геометрических фигур по количеству детей.

Игра проходит на ковре. Ковер – это большое болото. Задача детей - помочь трём любым героям перебраться через это болото. Посреди болота есть островки. Дети, выкладывая дорожку между островками из цветных геометрических фигур, помогают каждому герою в отдельности.

Для первого героя нужно выложить дорожку так, чтобы соседние фигуры обязательно отличались цветом. Перед тем как герой пройдёт по дорожке, идёт проверка правильности выложенной дорожки педагогом или одним из детей. Для второго героя соседние фигуры должны отличаться цветом и формой, а для третьего – цветом, формой и размером.

Игра УЗНАЙ ФИГУРУ

Цель:

· совершенствование действия анализ и синтез;

· формирование понятия об отрицании некоторого признака.

Раздаточный материал:

· набор цветных геометрических фигур,

· три карточки (с одной стороны – плюс, с другой – минус).

Для начала необходимо запомнить первый вопрос. Является ли фигура кругом?

Чтобы дети не забыли вопрос на доске рисуется круг. Какой может быть ответ? «Да» или «нет».

Ответ «да» вы будете показывать карточкой со знаком «+», а ответ «нет» - со знаком «-». Сейчас я вам покажу фигуру, а вы ответите на данный вопрос с помощью карточки.
- А теперь наоборот, я буду сам отвечать на данный вопрос, а вы - показывать фигуру, которая подходит для этого ответа.

На доске педагог рисует «плюс», а затем «минус».

Теперь игра усложняется вторым вопросом. Является ли фигура красной? (На доске рисуется красное пятно.) И сейчас вам нужно будет отвечать сразу на два вопроса - двумя карточками, выкладывая их на парте.

Принцип игры тот же: сначала детям показывается фигура, они в свою очередь отвечают на два вопроса с помощью карточек, затем педагог рисует коды разных ответов (+-; ++; +-; -), а дети показывают нужную фигуру.

Затем игра усложняется третьим вопросом: «Является ли фигура большой?»

Возможные коды: (+++) (++-) (+-) (+-+) (-) (-+-).

Игровое упражнение ЧТО ЛИШНЕЕ?

Цель:

· развитие аналитико-синтетической деятельности на основе умения делать обобщение.

Во всех трёх вариантах дети должны не только найти лишнюю фигуру, но и ответить на два вопроса:

Почему она лишняя?
- Чем отличается эта фигура от всех остальных?

Игра ПУМ-ПУМ

Количество участников: 6-7 человек.

Раздаточный материал: набор цветных геометрических фигур

· 2 квадрата: один большой желтый, другой маленький красный;

· 2 пятиугольника: большой красный, маленький желтый;

· 2 треугольника: большой желтый и маленький красный

Дети рассаживаются кругом. Всем детям раздаются фигуры. Фигуры лучше положить перед детьми. Водящий выходит из комнаты (если играют 7 человек, то это ребёнок без фигуры, а если 6, то свою фигуру он отдает воспитателю). Остальные в это время загадывают какое-то свойство, которое и будет так называемым «пум-пумом».

Например: все жёлтые фигуры. Водящий, подходя к каждому из детей, спрашивает: «У тебя есть «пум-пум»?» Если его фигура желтая, то он отвечает: «Есть», а если не желтая, то – «Нет». Выслушав каждого ответившего на этот вопрос, ведущий должен догадаться, какое свойство является тем самым «пум-пумом». После чего водящим становится другой играющий.