Комбинации в крестики нолики. Правила игры в крестики нолики. Минимакс в действии

На свете существует целая масса интересных и забавных небольших настольных игр. И практически каждая из них имеет какой-то свой секрет, знание которого позволяет быть главным претендентом на победу. В данном случае речь пойдет о прекрасной игре крестики и нолики. Итак, как выиграть в крестики-нолики?

Как уже сказано выше, практически все подобные игры имеют свой секрет. В данном случае этот секрет состоит из умения предвидеть ситуацию и из умения создавать ситуацию. То есть, это как шахматы, только более упрощенный вариант. Так что перед тем, как выиграть в крестики-нолики, нужно научиться нескольким простым приемам.

В первую очередь стоит знать, что главный принцип победы состоит в том, чтобы создать две не до конца заполненные линии. При таком варианте следующий ход соперника будет абсолютно не важен (если, конечно, это не победный ход). Для создания такой благоприятной ситуации лучше всего занимать место в центре поля. Даже более того, по сути, другого способа, как выиграть в крестики-нолики, не существует. Если, конечно, соперник не полный профан (а бывает и такое).

Так вот, для победы крайне желательно походить первому и именно в центр. Если соперник поставил свою фигурку в любую из центральных линий - он автоматически поиграл. Главное в этом случае знать саму суть игры крестики и нолики. Так вот, если

уж соперник поступил столь неосмотрительным образом, свой крестик мы должны поставить в один из углов, причем так, чтобы он одновременно блокировал дальнейшее продвижение нолика. Далее ему не остается ничего другого, как становиться в оборонительную позицию (а делать это нужно было с самого первого хода). Ноль при любом раскладе становится в противоположный угол. Тогда наш крестик следует разместить опять-таки в углу. Что мы имеем? А имеем мы сразу две линии по два крестика. Значит, следующие действия соперника нам абсолютно не важны. При любом его ходе побеждаем мы.

В том случае, если опять-таки ходим первыми мы и ставим свою фигуру в центр, а соперник ставит свою фигуру в угол - то шансы на победу значительно уменьшаются. По сути, существует лишь один возможный вариант, который не даст этой партии свестись к ничьей. Когда соперник ответил на наш ход своим ноликом в углу, необходимо поставить крестик в противоположной стороне. У соперника остаются три возможных хода. Если он опять-таки ставит свою фигуру в угол - это ничья. Если же он выбирает центральные линии - это проигрыш. Как при одном его ходе, так и при другом, все становится очевидным, и уж тут объяснять, как выиграть в крестики-нолики, не нужно.

Что же касается того, когда соперник начинает матч - то при этом происходит практически все то же самое, только с обратной точностью. Ежели его фигура поставлена в центре - нужно становиться в оборонительную позицию и потихоньку забывать, как выиграть в крестики-нолики, ведь здесь единственный возможный вариант - это ничья.

А если его фигура поставлена с первого хода в любую из восьми клеток помимо центральной - то занимать нужно именно этот центр, а там уже действовать по сложившимся обстоятельствам.

В первой статье разобраны различные варианты решения задачи, но нет реализации в виде игры, во второй - игра есть, но компьютер «играет» слабовато. Я решил сделать свой вариант игры гомоку с блэкджеком достаточно сильной игрой компьютера. Публикация о том, что в итоге получилось. Для тех, кто любит сразу в бой - сама игра .

Для начала хочу определиться с основными моментами. Во-первых, существует множество разновидностей игры гомоку, я остановился на таком варианте: игровое поле 15х15, крестики ходят первыми, выигрывает тот, кто первый построит 5 в ряд. Во-вторых, игровой алгоритм расчета хода компьютером для простоты буду называть AI.

Спасибо за внимание. Надеюсь, вам было также приятно читать и играть, как мне - реализовывать:)

P.S. Небольшая просьба, если будете легко выигрывать - прикрепите, пожалуйста, скриншот игры и ходы (из логов консоли) для анализа и улучшения алгоритма.

Update 1
1. На 10% увеличил значимость весов для атаки. Теперь атака для AI предпочтительнее защиты при прочих равных. Например, если 4ка у AI и у пользователя, то AI предпочтет выиграть.

2. Изменил значения весов по шаблонам. При более четкой балансировки весов можно добиться лучшей игры AI.
Значения весов у шаблонов сейчас такие:
99999 - xxxxx - пять в ряд (финальная выигрышная линия)
7000 - _xxxx_ - открытая четверка
4000 - _xxxx - полузакрытая четверка (две таких четверки предпочтительнее одной открытой, возможно «интереснее игра» будет)
2000 - _x_xxx, _xx_xx, _xxx_x - полузакрытая четверка с брешью (2 таких четверки равны одной открытой четверке и «предпочтительнее» открытой тройки; но если только 1 такая четверка, то открытая тройка предпочтительнее)
3000 - _xxx_ - открытая тройка
1500 - _xxx - полузакрытая тройка
800 - _xx_x, _x_xx - полузакрытая тройка с брешью
200 - _xx_ открытая двойка
Также небольшие веса (от 1 до 20-30) есть вокруг всех ходов, для создания «небольшой случайности хода».

Главный принцип заключается в создании ситуации, в которой почти заполнены сразу 2 линии. Тогда ход противника уже не имеет значения (см. рис., цифры – порядок ходов). Для создания такой ситуации выгоднее всего занять середину поля.

2 шаг

Рассмотрим ситуацию, когда начинаете вы и ставите крестик в центр. У противника есть выбор поставить нолик в угол или в центр какой-либо линии. Если он выбирает 2 вариант, то он уже проиграл. Просто необходимо поставить следующий крестик как на рисунке (поле поверните в зависимости от хода противника). Цифрой 4 отмечен вынужденный ход “нолика” для защиты наклонной линии. Цифрой 5 отмечен ваш следующий ход для создания безвыходной ситуации.

3 шаг

Если противник выбирает первый вариант, то надо поставить крестик в противоположный угол (см. рис.). У противника будет выбор поставить нолик в позицию 4 или 5 (по второй линии аналогично). Если он выбирает 4, то вы ставите крестик в позицию 5 и выигрываете, если противник выбирает позицию 5, то в итоге получится ничья (есть еще крайне не логичный ход в одну из позиций 6, тогда ставьте крестик во вторую 6 и опять же выигрываете). Если ставить крестик (на 3 ходе) в любое другое место, то автоматически будет ничья.

4 шаг

Рассмотрим ситуацию, когда начинает противник. Если он поставил нолик в центр, то необходимо уходить в оборону и делать ничью. Надо ставить крестик в угол. Дальше см. предыдущий шаг (с “другой” стороны).

5 шаг

Если противник ставит нолик по центру линии (как на рис.), то нельзя ставить крестик в отмеченные красным клетки. Иначе противник сделает ход в позицию 3 (с той стороны, где вы поставили крестик), а потом в центр и вы проиграли. Лучше всего занять центр, а потом по возможности занять одну из 3 позиций. Это обеспечит или ничью или ваш выигрыш (следите за возможностью создать комбинацию, описанную в 1 шаге, например, если противник поставит нолик с противоположной стороны, то занятие 3 позиции приведет созданию выигрышной ситуации автоматически).

6 шаг

Если противник ставит нолик в угол, то вариантов становится много. На рис. представлены запрещенные ходы (верхний ряд) и типичные ошибки. Если их избежать, то будет ничья.

7 шаг

Если начинаете вы, то также можно начать ход не в центре. Смотрите предыдущие два шага, поставив себя на место “ноликов”. Таким образом выгоднее всего начинать ход в угле поля, поскольку для противника остается лишь 2 пути из 8, больше вероятность, что он ошибется.

Знаете ли вы, что с помощью стратегий в игру крестики-нолики можно выигрывать с 80% вероятностью? Рассказываем об этом далее в статье!

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Игра в крестики-нолики хорошо знакома и взрослому, и малышу. Играя в нее, важно оставить за собой последнее решение. Если крестики или нолики игрока не выстроятся в ряд или по диагонали, то он одержит поражение. Чтобы не попасть в неприятное положение, нужно знать секрет того, как выиграть в крестики-нолики.

Как выиграть в крестики-нолики?

Самой популярной является игра на девятиклеточном поле. Поле представляет собой три квадрата по горизонтали и три по вертикали.

Как всегда, сначала рисуют поле и выбирают крестик и нолик. Первый вопрос, который хотелось бы уточнить — это vожно ли выиграть у соперника, если ты крестик? Ответ утвердительный, так как крестик в этой схватке всегда ходит первым.

По правилам соревнования нужно выставить по горизонтали или по диагонали три одинаковых хода. И сделать этj нужно быстрее, чем партнер по игре. Первым в соревновании ходит крестик. Для первого игрока появляется больше шансов на выигрыш. Второй ход будет предназначен для нолика.

Как легко и быстро победить крестиком?

Самым выгодным первым шагом является позиция в центре поля. Эта ячейка дает преимущество игроку ходить не только прямо, но и по диагонали. У игрока появляется шанс выстроить три фигуры в ряд по:

  • диагонали — две линии;
  • вертикали — одна линия;
  • горизонтали — одна линия.

После второго шага противника на поле появится первый нолик. В зависимости от того, куда противник его поставил, выстраивается дальнейшая линия обороны.

Теоретически противник имеет два варианта:

  • поставить нолик в одну из четырех боковых крайних клеток;
  • поставить нолик в позицию ячеек, не проходящих через диагональ под номером 2, 4, 6, 8. Этот шаг может стать решающим для исхода сражения.

Теперь у игрока, ходящего крестиком, появляется большая вероятность победить, а не быть побежденным. Второй шаг — это выстраивание нападения. Нужно поставить крестик в свободную угловую ячейку. Необходимо, чтобы через нее проходила диагональ. Эта позиция побудит соперника выстроить линию защиты.

Третьим ходом крестика станет захват еще одной угловой клетки. Это необходимо для того, чтобы получить как можно большее количество рядов, в которых не хватает по одной фигуре. Таким образом, вы идете на одну позицию впереди соперника. В какую бы точкe нолик не поставил свою фигуру, у крестика всегда будет в запасе еще один вариант.

Если же противник на втором шаге вашего боя поставил фигуру на одну из ячеек под номером 1, 3, 7, 9 — шансы на победу становятся невысокими, хотя и зависят от невнимательности противника.

Стратегия победы заключается в построении линии из трех одинаковых фигур по горизонтали или по вертикали. Как легко увеличить шанс на выигрыш? Нужно поставить первую фигуру в центр или в угол.

Схема ходов для нолика

Для игроков, сражающихся за победу ноликов, выиграть намного сложнее. Ведь право первого удара в этой игре дорогого стоит. Здесь нужно попытаться выйти на ничью, а в случае невнимательности или неопытности оппонента даже появляется шанс на выигрыш.

Первый шаг нолика (в случае, если оппонент не поставил свою фигуру в центр) — поставить нолик в ячейку номер 5. Дальнейшая тактика будет похожа на ту, которая была предписана крестикам. Если же ячейка номер 5 будет занята крестиком, нужно выбрать диагональные ячейки с номерами 1, 3, 7, 9.

Следующие удары оппонентов должны идти параллельно и не допустить построения ряда из трех фигур.

Узнать, как постоянно выигрывать, можно с помощью изучения схемы.

Если крестик сделал свой первый ход не через центральную, а через угловую клеточку, то у противника появляется два варианта развития стратегии игры.

Как только нолик походит в центр, противнику нужно быстро походить в противоположный от первого хода угол. В этом случае у нолика на выбор будет два шага. Какой из них будет выбран — таким и станет исход сражения. Допустим, нолик поставит фигурку не в угловую клетку. Тогда крестик начнет защищаться, и битва закончится дружбой. Но если позиция противника будет обозначена в угловой ячейке, крестики смогут сделать своего рода «вилку» и занять оставшийся угол.

Как сделать так, чтобы крестик все время выигрывал? Нужно придерживаться следующей тактики:

  • занять центр;
  • заставить ноликов начать защиту;
  • построить «вилку» из крестиков.

Существует такая стратегия, когда нолик ставят в угол, а крестики выставляют по прямой. Тогда нолик начинают выстраивать по диагонали, но крестик и тут занимает последний свободный угол. В результате получается вилка.

Как выиграть в крестики-нолики 3×3 и больше клеточек?

Эта популярная игра очень полезна для развития логики и мышления, ведь в ее основе лежат азы программирования и математики.

В игре 3 на 3 клеточки главной причиной проигрыша одного из игроков является допущенный промах во время первого хода. Именно он определяет дальнейшую цепочку событий. Чтобы второй игрок имел фору и не проиграл, ему нужно в свой первый ход, который будет сделан после начального удара, поставить свою фигуру в центр поля или в один из углов. Это позволит ему занять стратегически важное место, и в случае необходимости с любой точки блокировать угрозу. В соревновании 3 на 3 самым важным является именно стратегия первого удара.

Интересной разновидностью боя являются трехмерные 3 на 3 на 3. Здесь соревнование ведется в кубе. Выигрыш присваивается тому игроку, который займет верхнее центральное поле. В этой борьбе не может быть ничьей. Победить можно, заняв центральное положение на поле, а также с помощью ходов, диаметрально противоположных друг другу.

Для усложнения соревнования и увеличения выигрыша, для игроков было придумано игровое поле Силвермэна размером 4 на 4 к. В этом бою целью игрока является составление прямой из четырех одинаковых фигур. Стратегия боя для первого игрока заключается в атаке и перекрывании ходов соперника. В этом варианте игры ничьей не бывает. Худшим вариантом для начала соревнования на поле 4 на 4 является противопоставление по диагонали. Но и в этом случае у первого игрока всегда есть шесть вариантов ходов. Как показывает практика и анализ боя, у игроков, сделавших первый ход в этой игре, есть огромные преимущества. Для того чтобы изменить условия и усложнить игру, главные диагонали для победы не считаются. В этом случае для выигрыша первый ход не нужно делать по главной диагонали.

На доске 4 на 4 можно играть в интересный вариант игры — «Безумные крестики-нолики». Здесь фигуры не ставят в привязку к игрокам. Выиграет тот, кто соберет первым ряд из любых четырех фигур.

Как играть в крестики-нолики 5 на 5 клеточек?

Игра 5 на 5 интересная, но принцип ее действия такой же, как и в игре на поле из девяти клеточек. Главная тактика соревнования — это составление вилок, которые не дадут противнику возможности построить ряд из 5 фигур. Чтобы игра была длинной и интересной, для первого игрока устанавливают специальные правила. Нельзя строить больше двух вилок, а также запрещено создавать вилки на площадке из клеточек 3 на 3 и 4 на 4. Соблюдение этих условий открывает перед вторым игроком шансы на победу. Примечательно, что в этом варианте соревнования можно пропустить один ход. Но, если и второй игрок пропустит ход, то игра заканчивается ничьей.

Как играть в крестики-нолики 10 на 10 клеточек?

Игровые поля 10×10 и 15×15 представляют собой доски, которые называются гомоку. Это увлекательная спортивная игра, которая популярна во всем мире. Основным моментом соревнования является составление ряда из пяти одинаковых фигур. Для расчета ходов существует множество алгоритмов и проведены даже компьютерные расчеты.

Нужно знать, что одна фигура оказывает влияние на другие фигуры в пределах пяти клеточек с каждой стороны от фигуры. Главная цель игроков — не допустить, чтобы противник выставил три фигуры подряд.

Действовать нужно по цепочке, строя сначала цепочку из двух фигур, потом трех, четырех и так до победы. Как и в простом уровне, второй игрок всегда идет на шаг позади первого, поэтому ему необходимо тщательно продумывать каждый свой ход.

Игра пришла к нам из древности. Сегодня известно множество вариантов соревнования: на бумаге, с камнями на компьютере. В Интернете существуют виртуальные игры, в которые играют реальные люди, делают ставки и зарабатывают реальные деньги. Но нужно помнить, что сложность боя возрастает с ростом игрового поля. При онлайн игре нет гарантии, что твой противник не машина, которая на один ход имеет несколько решений и алгоритмов. Именно поэтому онлайн игра требует от человека внимания и сосредоточенности.

Каждый из нас хотя бы раз в жизни играл в знаменитые крестики-нолики, пытаясь построить в ряд или по диагонали 3 крестика или 3 нолика на девятиклеточном поле. Если вы достаточно тренировались в этой игре, то, наверняка, знаете, что два опытных игрока всегда заканчивают партию вничью, и это делает игру для них неинтересной. В этой статье вы прочитаете о том, как выиграть в крестики-нолики или, по крайней мере, не проиграть, а также узнаете все хитрости и секреты прохождения этой популярной игры.

Немного о правилах. Цель игры выстроить на девятиклеточном поле подряд 3 одинаковых фигуры (3 крестика или 3 нолика) по горизонтали, по вертикали или по диагонали раньше, чем это сделает ваш партнер по игре. Игра в крестики-нолики начинается с хода игрока, который ставит крестик в любой клетке на игровом поле три на три (отметим сразу, что у него гораздо больше шансов выиграть, чем у противника). После этого второй игрок ставит в любой свободной ячейке нолик. Затем снова ходит крестик. Потом опять нолик. И так продолжается до тех пор, пока:

Кто-то из игроков не построит в ряд или по диагонали 3 крестика или 3 нолика, и в результате чего будет признан победителем;

Не останется свободных клеток, и на поле не будет присутствовать трех идущих подряд одинаковых фигур - в этом случае объявляется ничья.

Займите любой из углов

  1. Если противник займёт любую клетку, кроме центральной, вы гарантировано выиграете.
  2. Ходите в любой из свободных углов.
  3. Логично, что противник перекроет выигрышную комбинацию, встав между двумя вашими «крестиками». Это нам и нужно!
  4. Занимайте ещё один свободный угол…

Беспроигрышная комбинация!

Если противник занял центр

  1. Предположим, как мы и договаривались, вы поставили «крестик» в любой из углов. Но коварный противник оккупировал центр.
  2. Занимайте угол наискось от уже занятого.
  3. Если противник отмечается в любом из свободных углов в робкой надежде победить – вы выиграли.
  4. Просто перекройте его выигрышную комбинацию, заняв последний пустой угол…

Неизбежная победа!