Игры в коррекционной работе логопеда. Логопедические игрушки: развиваем речь с любимыми помощниками Игры с куклами для детей логопедической группы

Игра в работе логопеда

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Итак, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру? Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе игра должна быть интересной, доступной.

В своих работах Н.К.Крупская неоднократно подчеркивала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания». Такое же значение игре придавал и А.С.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Д.Б.Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных психических процессов до самых сложных».

Как же используются игры в логопедической работе?

Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемлённости и прочее.

Особенности поведения таких детей отмечаются и в играх. По наблюдениям Г.В.Косовой, они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики (это касается дизартриков) вызывает у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в коллективную игру.

Своеобразно поведение в игре у детей-алаликов, у которых действия с игрушками не носят развернутого характера, не имеют замысла и целенаправленных действий. Игра у них в таких случаях носит однообразный, подражательный характер. Чаще они перекладывают игрушку из рук в руки, вертят ее, рассматривают, не производя с ней игрового действия. Машину длительно и бесцельно возят, с куклы снимают платье, а затем бесцельно бросают ее, кубики рассыпают или беспорядочно нагромождают один на другой.

Характеристика логопедических игр

В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в целях коррекции неправильной речи у детей. Во многих случаях приводятся примеры таких игр, которые представляют собой модифицированные варианты общеизвестных в дошкольной педагогике игр, но часто они придуманы самими авторами. Попытки создать специфические логопедические игры иногда выливаются в удачные формы, но нередко они надуманы и неинтересны для детей.

Термин «логопедические игры» весьма неудачен, ибо таких игр в номенклатуре дошкольной педагогики не значится. Есть игры сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, со строительным материалом, игры драматизации и др. номенклатура игр состоит в зависимости от формы их проведения, а не от задач, которые они ставят. Поэтому правильнее говорить об использовании общеизвестных игр, в логопедической работе с детьми.

Практический материал игр разделен на три части:

1. Подготовительные игры и упражнения.

2. Игры для формирования правильного звукопроизношения.

3. Потешки,чистоговорки, считалки.

Последовательность коррекционной работы над неправильным звуком состоит из подготовительных упражнений, постановки звука определенным приемом, автоматизации и дифференциации нового звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи.

1. Подготовительные игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому к его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Но слух бывает разный: биологический или речевой. Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умение различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. Затем для развития речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова.

Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба.

Есть игры на активизацию артикуляционной моторики, но, к сожалению, таких игр оказалось очень мало.

К подготовительным условно можно отнести игры на развитие дыхания и голоса, так как они необходимы в коррекционной работе при дизартриях и ринолалиях, и могут быть полезны в случаях нарушения темпа и плавности речи и различных расстройствах голоса.

2. Игры для формирования правильного звукопроизношения подобраны на различные звуки и группы звуков, наиболее часто искажающиеся у детей. Имеющиеся в этом разделе игры на звукоподражание могут быть использованы как попытка вызвать правильный звук после хорошо усвоенных ребенком подготовительных игр и упражнений.

В целом здесь подобраны игры для автоматизации и дифференциации различных звуков в принятой последовательности.

3. Потешки, чистоговорки, считалки подобраны на теже звуки и группы звуков, что и в предыдущем разделе. Повторение вслед за логопедом или выученные наизусть потешки, чистоговорки, считалочки могут служить целям автоматизации и дифференциации определенных звуков в самостоятельной речи детей.

Их можно давать отдельно от игр как самостоятельно, так и в игровой форме.

Рекомендованные игры могут быть использованы как для формирования правильной речи у детей. Как для детей с недостатками звукопроизношения (физиологические несовершенства, функциональные дислалии), так и для детей-ринолаликов и дизартриков в первую очередь могут быть рекомендованы игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха, артикуляционной моторики и соответственно дефекту игры на формирование определенных групп звуков(их постановка, автоматизация, дифференциация). Закрепление правильного звукопроизношения во фразовой речи у детей дизартриков и ринолаликов можно проводить на материале потешек, чистоговорок и загадок.

Игры, опубликованные в книгах М,Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения», О.Голецыовой и др.»Игры в детском саду», М.Г.Геринг, Н.А.Герман «Воспитание у дошкольников правильной речи», выпущенных издательством «Просвещение» и другими издательствами. Большинство игр перерабатывается составителями. В содержании некоторых игр составители изменили методику с целью использования их в логопедической работе.

Игровые приемы в логопедической работе

Все чаще в старшей и подготовительной к школе группе детского сада у детей встречается диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). Это системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура и звуконаполняемость слов, в речи присутствуют аграмматизмы. У детей бедный словарный запас, с преобладанием существительных и глаголов. Страдает связная речь, а также наблюдаются отклонения в развитии моторики как общие, так и артикуляционной. Как следствие дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой и на помощь приходит игра и становится важным направление коррекционной работы. Преимущество игры и игровых приемов, по-моему, мнению, состоят в том, что они позволяют, с одной стороны – более активно воздействовать на ребенка. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка – дошкольника. С помощью развлекательных моментов поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умение.

В своей работе при проведении и изготовлении игр, наглядных пособий к ним, опираюсь на возрастные особенности восприятия и мышления детей, уровень автоматизированности речевых навыков, уровень самостоятельности, речевой опыт, чтобы они были понятны и доступны детям. Из опыта работы могу утверждать, что игра должна быть внешне привлекательной и эстетичной. Количество пособий лучше изготавливать по числу детей в занимающейся подгруппе.

Например: игра «Домики» - индивидуальные карточки для определения места звука в слове; игра «Собери бусы» - для развития мелкой моторики пальцев рук, игра «Чашечки» - пособие для работы над воздушной струей.

В своей работе хочу остановиться на некоторых логопедических играх, которые наиболее часто использую в своей работе, как наиболее эффективные, на этапе развития фонематического восприятия, обучениям навыкам звукового анализа и синтеза, автоматизации и дифференциации звуков с детьми старшей и подготовительной к школе группах.

Звуковой анализ и синтез слогов и слов – один из этапов логопедической работы. Он вызывает наибольшие трудности в процессе обучения. Именно оно создает в дальнейшем благоприятные условия для развития таких операций, как четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков определение места звука и др. хорошо представляя те трудности, с которыми дети столкнутся в процессе овладения звуковым анализом и синтезом, строю все обучение на игровых приемах, обеспечивая доступность материала и заинтересованность детей.

Словесные игры они облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, развитие памяти, воображения, внимания, коммуникативных навыков.

К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить многие звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но по- прежнему необходимо уделять серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, учить их различать звуки на слух и правильно произносить их (с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, с-щ, л-р). С этой целью проводится на каждом занятии артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков звукопроизношения. Не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с-ц, с-ш, ;ш-ж и другие.

Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Цель данных игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з=ж, ц-ч, с-щ, л-р), правильно выделять во фразах нужные слова. Например, игры:

«Кто лучше слушает?»

Логопед вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной друг к другу и дает задание: «Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь только тогда, когда услышит слова со звуком Ш. Какой звук? А, Катя будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук Ж». Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов.

На седьмом году жизни звукопроизношение детей мало чем отличается от произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая подвижность артикулярного аппарата или отклонения в его строении (например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов произношения. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных логопедических упражнениях. Особое внимание педагог уделяет выработке у детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать на слух произношении звуки, близкие по звучанию или произнесению: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие. При этом необходимо следить за тем, чтобы дети четко и правильно произносили изолированные звуки.

Цель данных игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний.

«Какой звук есть во всех словах?

Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук Ш. затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – Ж; чайник , ключ, очки –Ч; щетка, ящик, щавель – Щ; коса, усы, нос – С; селедка, Сима, лось – СЬ; коза, замок, зуб – З; зима, зеркало вазелин -ЗЬ; цветок, яйцо, курица –Ц; лодка, стул, лампа –Л; липа, лес, соль – ЛЬ; рыба, ковер, крыло – Р; рис, крепость, букварь – РЬ.

Логопед следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

Игры с использованием наглядности

При изучении звуков необходимо давать их характеристику – описание артикуляционных и акустических свойств. Для детей это абсолютные, не видимые понятия. Поэтому необходима зрительная опора в виде графических схем, символов, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить звуки и наглядно их увидеть

Отдельно хотелось бы остановиться на играх для развития мелкой моторики рук. Уникальность этих игр, на наш взгляд, состоит в том, что в них обычные бытовые предметы превращаются в увлекательные и полезные игрушки. Для детей это одновременно и процесс обучения, и возможность соприкоснуться с чудесными превращениями знакомых вещей: бутылочные пробки – «лыжи»- могут мчаться по «снежной» дорожке, в пельменнице живут непоседливые пчелы, звери в зоопарке спрятались по клеткам – решеткам для раковины. Действия, выполняемые ребенком в игре, сопровождаются четверостишиями или короткими стихотворениями. В результате игра становится более эмоциональной. А для родителей эти игры – просто клад. Во-первых, для них не нужен сложный инвентарь: все есть под рукой. Во-вторых, родителям не надо серьезно готовиться и тратить драгоценное свободное время не на игру, а на подготовку к ней. В-третьих, для этих игр не нужны большие помещения – вы разместитесь даже на кухонном столе.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки т т.д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. В своей работе активно использую дидактическое пособие «Барыня-сударыня». (показ)

Дети очень любят путешествовать. Поэтому путешествуем мы с ними часто: в страну звуков, букв, слогов, в страну добрых слов. Выбираем, на чем можно путешествовать. Хочешь плыть на пароходе? Тогда нарисуй, и появится пароход, заштрихуй его. Что возьмем с собой в дорогу? Нарисуй, отбери картинки, найди в них одинаковые звуки, буквы, загрузи их по машинам: в красную – гласные, в синюю – согласные.

Широко использую на занятии игровые физкультминутки. Наибольшая эффективность от них достигается лишь тогда, когда форма и содержание разнообразны: оздоровительно-гигиенические, ритмические, подражательные, двигательно-речевые, элементы психогимнастики. Самые популярные игровые физкультминутки у нас это двигательно-речевые. Дети вместе читают веселые стихи, рифмовки и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

В человеческой деятельности практически нет таких областей, где бы не использовалась речь. Речь нужна везде. Это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов. Друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильно, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не учувствует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отделяется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.

Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось учувствовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Желание ребенка учувствовать в процессе обучения определяется его интересом к занятиям и стремление к положительной оценке со стороны взрослого. Поэтому обучающий взрослый должен стать для ребенка близким другом, всегда готовым прийти на помощь.

В своей работе я придерживаюсь правила: не проходить программу, а добиваться ее усвоения. Поэтому занятиям придаю легкий, занимательный характер, доступный восприятию дошкольников. Избегаю низких оценок в адрес детей и всегда помню о том, что ребенок должен испытывать психологическую защищенность.

Предложенные игры каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал.

Выставка игр, используемых в работе логопеда

Источники

    Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – Спб.: КАРО, 2008. – 96с.

    Головнёва Н.Я., Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. 365 проверочных упражнений и заданий для подготовки к школе. – СПб.,2000.

    Логопедия. Разработки занятий с детьми дошкольного возраста: Выпуск 1 / Сост. О.В. Епифанова – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.

    Флёрова Ж.М. Логопедия. Серия «Учебники, учебные пособия». -Ростовн/Д: Феникс, 2001. – 320с.

    Интернет-ресурс: http://logoped18.ru

Добрый день, дорогие участники! Меня зовут Ершова Евгения. Я — логопед, специалист по речевому, интеллектуальному развитию детей и вопросам детского многоязычия. Автор сайта shillopop.com

Развитие речи ребенка – важный и сложный процесс. Большинство родителей рано или поздно задаются вопросами: от “мы не выговариваем Р” до “мы вообще не говорим”. Несмотря на то, что мы признаем индивидуальный путь развития каждого ребенка, существуют нормы развития речи, этапы и закономерности. Прежде чем я начну рассказывать об игрушках для стимулирования развития речи, позвольте отметить несколько важных моментов.

Развитие ребенка индивидуально и зависит от множества факторов, но подчиняется определенным нормам, проходит свои этапы.

Развитие речи происходит благодаря общению с людьми, в первую очередь с родителями.

Развитие речи идет в двух направлениях: говорение и понимание.

  • 3-6 месяцев : внимание к лицу, мимике взрослого, имитация движений, повторение звуков больше похожих на гласных, “пение”, гуление в ответ на речь взрослого.
  • 6-9 месяцев : лепет – произнесение звуков похожих на согласные, повторение слогов, реагируют на свое имя, понимание слов, фраз, связанных с повседневной жизнью.
  • 9-12 месяцев : имитация цепочек слогов, подражание покашливанию, цоканью, узнают по названию предметы, выполняют простые указания
  • 1 год : появление первых слов, активное использование жестов для общения, увеличение пассивного словаря, понимания речи.

Первые слова не обязательно долгожданные мама или папа. Первые слова чаще связаны с действиями: на, ам, дай. Малыши начинают говорить о том, что они хотят, видят и ощущают, а не о том, что они знают или думают. Поэтому первые слова, обычно, обозначаютнаиболее важные и интересные для малыша объекты, предметы и действия:

  • людей, окружающих ребенка (мама, папа, баба, деда, дядя, тетя);
  • действия, производимые малышом или другими людьми (тук — тук, топ — топ, ам — ам);
  • животных и птиц (мяу, ки, киса; ав — ав, ава; му; иго — го, ко — к о; кар — кар)
  • еду (ако — молоко, ана — банан, адя — вода, тяй — чай);
  • части лица и тела (нос, рот, глаза);
  • игрушки малыша и вещи в доме (мишка, мяч, соска, але — телефон);
  • одежда и обувь (носок, штаны, шапка);
  • транспорт (би — би – машина, у — у — самолет);
  • слова, отражающие состояния человека и некоторые качества (хочу, ой, ай, бо — бо).

Большинство первых слов — это звуковые комплексы, состоящие из одного или двух, часто одинаковых слогов («му», «мяу», «ав – ав», «пи – пи», «да – да»). Специалисты называют такие звуковые комплексы «языком нянь» или «языком младенцев».

Часто первые слова малышей трудно узнаваемы, поэтому многие родители, рассказывая о ребенке, говорят, что тот разговаривает на «своем языке». Одни малыши произносят только первый или ударный слог слова. Например, слово «пить» преобразуется в «пи», а «молоко» в «ако». Другие дети «изменяют» слова до полной неузнаваемости.

Преобразованное ребенком слово может иметь то же количество слогов, что оригинал и сохранять место расположение ударения. Но при этом оно абсолютно не похоже на исходное слово, например: «нанАна» — «лекарство»; «тититИ» — «кирпичи».

Чаще всего дети искажают слова со стечениями звуков, в которых два или более согласных звука следуют последовательно друг за другом, например, как в слове «здравствуйте», которое ребенок произносит как «дятите».

В «трудных» по звуковому составу словах ребенок меняет местами звуки и слоги, пропускает слоги, укорачивая слова.

1,5-3года : увеличение активного словаря до 25-90 слов, количество слов – индивидуальный показатель, языковые способности ребенка постоянно совершенствуются в общении с окружающими людьми, слова выступают в роли предложений: мяч “достань мяч”, “мяу” кошка идет, постепенно появляется фраза.

К 3 годам : словарный запас ребенка достигает приблизительно тысячи слов, малыш говорит не только о предметах, текущих явлениях и событиях, которые он наблюдает, но и о том, чего нет непосредственно перед его глазами, малыши узнают и называют картинки в книжках, в их речи появляются более сложные предложения, состоящие из двух и более простых предложений «я думаю, я буду есть», «посмотри, это кошка». Дети с хорошо развитой речью начинают говорить сложноподчиненными предложениями: «когда я буду большой, я тебя подниму». Малыш начинает усваивать грамматические правила языка. Речь развивается качественно и количественно.

Развитие речи происходит вместе с общим развитием (психическим и физическим).

Принято выделять следующие этапы развития и ведущую деятельность каждого возраста (до 7 лет):

  • Младенчество (эмоциональное общение)
  • Ранний возраст (предметная деятельность)
  • Дошкольный возраст (игровая деятельность)

Учитывая ведущую деятельность можно выстроить гармоничный план развития ребенка.

Основной период речевого развития выпадает на период игровой деятельности.

Соответственно и занятия будут эффективнее, если проводить их в игровой форме . Часто даже не обязательно придумывать занятие в форме игры, так как, по сути, любая игра несет в себе развивающие функции.

Многие дети запаздывают в прохождении таких периодов в развитии речи, долго не могут начать говорить, испытывают трудности в произношении отдельных звуков. Родителям в таких ситуациях бывает трудно понять, насколько ребенок нуждается в помощи специалистов.

Информация по возрастным нормам и особенностям речевого развития детей подготовлена по материалам книг, которые я рекомендую прочитать всем родителям :

  • Давидович Л.Р. Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать?
  • Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит?
  • Кольцова М.М. Ребенок учится говорить.
  • Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить!

Если вас действительно волнует вопрос по речевому развитию ребенка лучше задать его специалисту, логопеду. Это слишком серьезная тема, чтобы доверить ее форуму или друзьям по площадке. Вас, скорее всего, начнут успокаивать, а это самый опасный путь, можно потерять драгоценное время. Сейчас получить профессиональную консультацию можно сделать даже не выходя из дома, по скайпу. Логопед успокоит вас или подтвердит опасения, но в любом случае, у вас уже будут не догадки, а факты и план действия.

Все больше родителей доверяют этому способу. Мой логопедический он-лайн кабинет работает вот уже три года. Я попросила своих клиентов написать отзывы о консультациях по скайпу. Если вы сомневаетесь, подходит ли вам этот способ, почитайте, чтобы определиться. Или же сходите в поликлинику, ближайший развивающий центр, логопедический садик.

А теперь, давайте заглянем в «сундук» с игрушками! Игрушечные магазины — самые любимые. При первой же возможности я заглядываю в такие магазины, особенно в отпуске. Из разных стран можно привезти уникальные вещи. Игрушки просто необходимы для занятий с детьми. Я не скупаю все подряд, а очень внимательно выбираю. Некоторые игрушки из моей коллекции могут показаться странными, но у каждой своя задача. За годы работы появилось несколько фаворитов, именно их вам сегодня и покажу. Надеюсь, что мой рассказ поможет вам сориентироваться в многообразии игрушек, подтолкнет к правильному решению и убережет от ненужных трат. Многие игрушки можно сделать своими руками, об этом я тоже расскажу, а если вам захочется больше информации, то добро пожаловать на сайт за идеями, выкройками или готовыми игрушками.

Мячик.

Перекидывая или катая мячик можно выполнять огромное количество упражнений. Этот прием особенно хорош для подвижных детей, которым сложно усидеть на месте. Мы повторяем звуки, слоги, слова, отвечаем на вопросы и все в игре! Для безопасности я выбираю мягкие мячики из разных материалов, с разными наполнителями, чтобы игра давала разные сенсорные ощущения, развивала тактильность.

Примеры игр:

  • Предложите малышу, когда он услышит «А», подкинуть мяч вверх, а поймав мяч, повторить этот звук.
  • Мама бросает ребенку мячики разного цвета. Малыш ловит его и называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно маме
  • Мама говорит ребенку - Я произнесу первую часть слова, а ты вторую: са - хар, са - ни. Мама бросает мяч ребенку и говорит первый слог, малыш ловит его и бросает обратно, называя целое слово.
  • Мама кидает мячик ребенку, называя звук, на который малыш должен назвать слово.
  • Мама бросает мяч ребенку и называет слово, например, день, а он должен кинуть мяч в ответ и назвать ему противоположное – ночь.

Волшебный мешочек или коробка с сюрпризом .

Они превращают любое занятие в волшебство! Так волнительно засовывать руку в неизвестность, угадывать, что же там такое, а после можно и обсудить. Если вам нужно привлечь внимание ребенка к предмету, спрячьте его в волшебный мешок.

Пример игры:

Возьмите непрозрачный мешочек, положите в него предметы на изучаемую тему (геометрические фигуры, фигурки животных, овощей или фруктов, сенсорные элементы и т.д.) и предложите ребенку наощупь найти шар, куб, жирафа, слона и т.д.

Трубочка.

Подобную игрушку вы можете встретить в разных вариантах в магазине: деревянную, как на фото, пластмассовую, или сделать самостоятельно из бумаги, фетра или пористой резины.

Мастер класс, который вы получили в рассылке поможет сделать игрушку самостоятельно. Эта игрушка отлично развивает правильный выдох, учит управлять своим дыханием, формирует сильную, направленную воздушную струю, которая важна, как для речи в целом, так и для сложных звуков: С, З, Ш, Ж, Р.

Пример игры:

Предложите малышу подуть в трубочку, а вы в это время считайте, как долго шарик удержится в воздухе. Постепенно, длительность выдоха будет увеличиваться, а малыш будет чувствовать себя чемпионом.

Волчок.

Я помню, как в детстве меня завораживала эта игрушка. Мои маленькие ученики так же неравнодушны к ней, но вот запускать волчок самостоятельно – задача не из простых. Какой это полезный навык: развивается мелкая моторика, зрительная координация, ловкость, сила ведущих пальцев руки. Традиционный волчок вы, конечно же, видели, может быть, даже делали самостоятельно из спички и картона, поэтому обратите внимание на мою самую необычную находку (слева на фото): волчок, который не только крутится, но и встает на ножку, если правильно запустить.

Пример игры:

Волчок интересно запускать маме и ребенку одновременно, замечая, чей крутится дольше и красивее. Устройте мини соревнования!

Пинцет, палочки.

Это не совсем игрушка, скорее инструмент, но владение им, так же положительно сказывается на состоянии мелкой моторики, стимулируя развитие речи. Такие палочки для детей в Азии продаются в супермаркетах, аптеках, хозяйственных магазинах. И если задуматься, то для многих взрослых этот навык довольно сложен, что уже говорить о 2-3 летних малышах. Однако, это возможно! И именно в раннем возрасте этот навык развивает речь и интеллект. Присмотритесь к упаковке, там так и написано:)

Кроме шуток, я с восторгом открыла для себя эти палочки, теперь из каждой поездки привожу их в подарок детям. Теперь и вы знаете, что попросить у друзей, которые отправляются в Азию. Ими можно не только есть, но и играть.

Пример игр:

  • На детской кухне можно приготовить не только традиционные суп и кашу, но и роллы или суши, а потом устроить обед и кушать палочками.
  • Игры с перебиранием разных круп станут интереснее и сложнее, если раскладывать крупы не пальчиками, а пинцетом или палочками. Смешайте фасоль, горох и макароны, предложите ребенку разложить их на разные блюдца.
  • Сложите в миску ватные шарики разных цветов и попросите ребенка разложить по цветам – это задание легче, чем с крупой, поэтому лучше подойдет для начала.

Прищепки.

Снова, не столько игрушки, сколько бытовые вещи. Но вы же помните, что до 3 лет ребенок овладевает предметною деятельностью и именно реальные предметы для него самые интересные. А, как мы с вами видим, и полезные. Занятия с прищепками могут носить практический характер, то, как мы обычно их используем: вешать белье, записки, картинки. Но можно и добавить игры в эти действия. И тогда прищепки уже не прищепки, а птички, машинки и проч. Или части игрушек, как на этой фотографии.

Примеры игр:

  • Мама показывает ребенку ежика и говорит: «Смотри, какой ёжик пришел к нам в гости. Он по дороге потерял все иголочки. Давай ему поможем и сделаем ему иголки. А теперь давай пофырчим, как ежики». А вот тучка прилетела (мама достает заготовку тучки) и дождик пошел. Давай сделаем дождик тучке. Как он капает? (ребенок произносит, как капает дождик: кап-кап кап-кап)»
  • Оборудование: карточки со слогами, словами; прищепки красного, зеленого, синего цвета. Задание. Ребенку предлагают выбрать карточку со слогом и соотнести цвет прищепки со звуком на карточке. Ребенок должен четко проговаривать звук и называть цвет прищепки, которую он выбрал. Например: слог ба: звук [б] - твердый согласный, поэтому прищепка синяя; звук [а] - гласный, поэтому прищепка красная.
  • Если ребенок уже умеет читать и знает, что такое ударение, то можно использовать прищепки в игре с карточками со словами. Мама показывает ребенку карточку со словом и просит поставить ударение с помощью прищепки.
  • Либо мама сама ставит ударение на слове, которое может иметь несколько значений и предлагает ребенку объяснить, что значит слово зАмок, а что замОк.

Звучащие предметы (развитие фонетического слуха).

Первое, что рекомендуется проверить, когда у ребенка задержка речи – это слух. И если со слухом все нормально, то главная задача – фонетическое развитие. Мы разделяем речевые звуки и неречевые. Звучащие игрушки нужны нам для развития неречевого слуха.

Их можно сделать самим из контейнеров от киндер сюрприза или маленьких бутылочек от йогурта. Заполняем парные контейнеры предметами, которые можно различить на слух и играем. Можно воспользоваться готовыми деревянными игрушками — звучащие шары от Вальда.

Пример игр :

  • определи по звуку, что внутри – ребенок берет контейнер и на слух определяет, что звучит: колокольчик, монеты, крупа и т.п. Другой вариант этой игры, когда вы за ширмой чем-то звените, а ребенок угадывает
  • найди пару – перед ребенком раскладываем контейнеры, по два с одним наполнителем и просим подобрать каждому пару.
  • Что лишнее — выкладываем 3-4 контейнера с одинаковым наполнителем и один с отличающимся, ребенок перебирает все и слушает звуки, а потом решает, какой лишний.

Мне еще очень нравятся звучащие шары от Вальда.

Бибабо или игрушки на руку.

Веселый лягушонок хорошо, широко открывает рот и квакает, конечно же.

Сова учит точно проговаривать важный и сложный звук У. Проказник поросенок гримасничает, много болтает и постоянно шутит. Лошадка умеет цокать, а это нам помогает поскорее научиться произносить РРР. Вот всего несколько идей, как игрушка бибабо помогает в развитии речи.

Пример игр:

  • Наденьте игрушку на руку и немного измените свой голос, чтобы создавалось впечатление, что говорите не вы, а игрушка! Разыграйте сценку знакомства, предложите вместе поиграть.
  • Перчаточная игрушка может стать ведущей ваших домашних занятий и учить ребенка новому. Мудрая сова прилетает из леса, специально, чтобы научить считать, а мишка вместе с малышом рисует.

Пальчиковый театр.

Пригодится он на всем протяжении раннего и дошкольного возраста. Сначала он учит слушать и наблюдать, потом развивает мелкую моторику, когда ребенок пытается надевать или снимать игрушки, и однажды ребенок заговорит словами любимого героя. Про пальчиковый театр стоит говорить отдельно, т.к. тема неисчерпаема, можно придумать бесконечное количество сюжетов и героев! Я покажу несколько видов, отличающихся по тому, как с ними манипулировать.

Традиционный пальчиковый театр.

Шагающий пальчиковый театр.

Еще один вид шагающих игрушек

Пример игры:

Разыграйте хорошо знакомую сказку по ролям, надевая и снимая игрушки, двигая ими по сюжету сказки, вы развиваете ловкость пальчиков, мелкую моторику ребенка. Большинство игр с пальчиковыми игрушками — это театрализованные игры по сказкам или пальчиковые игры со стихами.

На самом деле, список игрушек можно продолжать! Все зависит от конкретной ситуации. Кому-то необходимы все эти игрушки и даже больше, а другим даже столько не нужно, т.к. речь и так прекрасно развивается. Доверяйте своей родительской интуиции и мнению специалиста о вашем ребенке и тогда успех в развитии речи вам обеспечен.

Приятного творчества и веселых игр!

Евгения Ершова

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.
Применение русских народных игрушек в коррекционной работе учителя-логопеда.

С глубокой древности игрушка является проявлением любви взрослых к детям, старших к младшим. Любая игрушка создана, прежде всего, для общения, для передачи опыта от одного поколения к другому, для сохранения многовековых традиций. В этом состоит коммуникативная функция игрушки . Именно через игрушки происходит общение старшего и младшего поколений в семье, братьев и сестер, друзей и подруг, сверстников с одной улицы, из одной деревни, села, города. Маленький человек узнает окружающий мир с помощью игрушек. Взрослые рассказывают о большом реальном мире детям, создавая мир игрушечный, но в нем отражается настоящая жизнь.

Русская народная игрушка является неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики. В русской народной игрушке существуют высокие художественные качества и широкие воспитательные возможности. Народная игрушка учит добру, отражает мудрость народа, его идеалы и ценности. Она говорит на универсальном языке, который понятен всем людям, независимо от возраста, национальности, социального положения.

Задача перед игрушкой всегда стоит одна - она является для ребенка другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает в увлекательный мир фантазий. Народная игрушка является ниточкой в руках ребенка, которая соединяет его с историей Родины. Интересные по содержанию и форме игрушки положительно действуют на психическое состояние ребенка, мировосприятие, активизируют жизненный тонус, что влияет на их здоровье и физическое развитие.

Соприкосновение с русской народной игрушкой можно осуществлять как на занятиях по изоискусству, так и в ходе проведения логопедических занятий с детьми.

В своей профессиональной деятельности учитель - логопед постоянно сталкивается с проблемой поиска новых методов и средств работы. Для меня стало находкой использование русских народных игрушек на разных этапах логопедической работы. Русская народная игрушка не только способствует формированию необходимых речевых навыков и умений, но и позволяет осуществлять воспитательные задачи:

    развитие бережного отношения к предметам искусства - игрушкам;

    способствует формированию чувства патриотизма, интереса к русской истории и культуре.

Рассмотрим некоторые возможности использования русской народной игрушки в целях речевого и социально – личностного развития обучающихся на логопедических занятиях.

С целью повышения мотивации на занятиях часто используется прием присутствия игрового персонажа. Часто данный прием помогает ребенку в преодолении робости или страха, раздражительности или пассивности, упрямства или замкнутости. В процессе игры у ребёнка возникает эмоциональный подъём и заметно повышаются его сосредоточенность, восприятие и мыслительная активность.

Какие же игрушки я использую в своей работе?

Свистулька

Свистулька - одна из наиболее распространенных русских сувениров, а в прошлом любимая забава детей. Игры со свистулькой приносят огромную пользу, поскольку тренируется дыхание, развивается сила воздушной струи, весь дыхательный аппарат, столь важный в производстве речи. Детям можно предлагать упражнения, направленные на развитие длительного выдоха (необходимого для свистящих и шипящих звуков), а так же и на развитие интенсивных коротких выдохов (необходимых для взрывных, смычных и смычно- проходных звуков).

Кроме того свистульку можно использовать для коррекции слоговой структуры, ритмической стороны речи. Например, попросить ребёнка просвистеть в свистульку столько раз, сколько слогов в слове, или просвистеть само слово, выделив ударный слог; повторить свистом тот ритмический рисунок, который предлагает логопед и т.д.

Деревянные расписные ложки

Расписные ложки знакомы детям, как музыкальный инструмент. На логопедических занятиях я применяю расписные ложки для автоматизации звуков. Ребёнок должен стучать ложками, произнося слоги с поставленным звуком. Для развития просодической стороны речи так же можно использовать деревянные ложки. Ребёнок должен сочетать удар ложек с произнесением интонационно выделенного слова, отстукивать ритмический рисунок или слоговую структуру слова. Хорошо применять ложки для самомассажа, развития мелкой моторики рук (вращать ложку, зажав между ладоней; постукивать ложкой по ладони: острым концом ложки делать точечный массаж рук).

Двигающиеся игрушки

Это всевозможные игрушки с простым двигательным механизмом: подвешенный шарик, от вращения которого дергаются ниточки, соединенные с персонажами игрушки, палочки, дергая за которые персонажи приходят в движение (например, рубят пень) и т.д. Эти игрушки позволяют сделать скучный процесс автоматизации звуков более веселым и интересным; мотивируют детей к речевой деятельности.

Матрёшка

Матрёшка – это яркий предмет народной педагогики, который способствует всестороннему развитию личности ребёнка. Матрёшка прекрасное средство речевого, познавательного и художественно-эстетического развития детей. Сравнивая матрёшек, дети учатся анализировать, классифицировать, обобщать, у них развивается логическое мышление. Отгадывание загадок о матрёшках развивает ум, сообразительность, воображение и мышление, память. Матрёшку можно использовать для усвоения количественных и порядковых числительных, усвоения понятий: высокий, низкий, толстый, тонкий Матрёшка является незаменимым персонажем при проведении физминуток и подвижных играх. Игры с этой игрушкой доставляют детям радость.
Примеры р ечевых игр с матрёшкой: 1. «Добавь слово в предложение» - Я зашла в магазин и увидела (красивая, деревянная, многоликая, русская) Матрёшку. Что Катя будет делать с Матрёшкой? (беречь, играть, протирать, убирать, ставить на место) Матрёшку. 2. «Назови ласково» - Матрёшечка, куколка, глазки, сарафанчик, ручки, платочек, ротик и т.д. 3. «Скажи наоборот» (игра в кругу с мячом) Матрёшку можно: покупать - продавать, поднимать - опускать, бросать - поднимать, прятать - искать; Матрёшку можно ставить: высоко - низко; Матрёшка маленькая – большая, страшная – красивая, грустная – весёлая. 4. «Найди отличия».

Игры типа «Где спряталась матрёшка?», «Найди матрёшку», формируют у детей пространственную ориентировку.

Использование русской народной игрушки в коррекционно-логопедической работе с детьми способствует освоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Кроме того, работа с игрушкой позволяет детям приобрести навыки выразительной связной речи, что в свою очередь, побуждает их к поискам образных речевых средств и к словотворчеству. Следовательно, использование в речевой работе русской народной игрушкой позволяет уменьшить у детей количество речевых штампов, способствует активизации речемыслительной деятельности и повышает эффективность коррекционно-логопедической работы.

Шелест Елена Геннадьевна
учитель-логопед
Центра психолого-медико-социального сопровождения «Открытый Мир»
Оригинал статьи в формате MS Word (64,5 КБ) скачать

Работая с детьми не первый год, я все чаще отмечаю, что «все новое – это хорошо забытое старое». Когда я работала в дошкольных учреждениях «советского» периода, меня всегда не нравилось, что занятия в детском саду проводятся за партами или столами в статичной позе с поднимание руки, чтобы ответить, как в школе. А ведь все мы хорошо знаем, что основным видом деятельности ребенка является игровая. Почему же мы забываем об этом, когда начинаем работать с детьми? Да потому, что так проще. Чтобы организовать игру и увлечь ею детей надо самому стать ребенком, но ведь мы уже «взрослые и умные», и пусть они тянутся до нашего уровня, а не мы опускаемся до них. Вот тут и начинается непонимание.

Уже несколько десятилетий существует «Программа воспитания в детском саду». При выборе игр от воспитателя требуется учитывать задачи умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания детей. В зависимости от возраста детей, вида и цели режимного момента воспитатель должен уметь подобрать соответствующую дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, строительную игру или игру драматизацию.

И не надо «изобретать велосипед» надо только стать самому ребенком и заразить игрой своих воспитанников. А если вы логопед, игры ваши должны быть особенно продуманы. Ведь дети-логопаты в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. С другой стороны,они отличаются нередко от своих сверстников. Это отличие может выражаться в нарушениях моторики, в наличии у них парезов, параличей, общей скованности, нарушение координации и слабости движений, двигательной расторможенности.

Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере: появлению повышенной раздражительности, возбудимости, замкнутости, депрессивных состояний, негативизма, заторможенности, апатичности, психической истощаемости пр.

В своих наблюдениях мы все больше убеждаемся, что степень болезненной фиксации насвоем дефекте порождает у ребенка разной силы чувство ущемленности, а это в свою очередь определяет его отношение к себе, к коллективу, к оценкам коллектива. В конечном итоге вся эта совокупность отношений и обуславливает его поступки и поведение. Особенности поведения таких детей отмечаются и в их играх.

По наблюдениям логопедов, они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики вызывает у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняютвключениев коллективную игру. Например, у заикающихся детей мы наблюдаем робость, затрудненное включение в игру из-за страха за свою неправильную речь. Но бывают и обратные случаи, когда заикающиеся дети в играх отличаются неоправданно повышенной фантазией некритичностью к своему поведению.

Все игры, используемые логопедом в работе, можно условно разделить на 4 группы.

Нравится статья? Расскажи друзьям!

I . Подготовительные игры, предназначенные для подготовки органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения, т.е. игры на развитие дыхания и голоса.

На первом месте стоят игры по развитию слуха. Слух бывает биологический или речевой. Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. Затем для развития речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова.

Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба.

Очень полезны на данном этапе игры «драматизация». Когда детям предлагается исполнить роли различных персонажей сказки («Три медведя», «Машенька и медведь», «Теремок»). Ребенок должен изобразить героя, меняя голосовую окраску речи, так чтобы его поняли остальные участники игры. Хороший результат дают игры «Угадай голос…..». быть голоса животных, а так же голоса детей, принимающих участие в игре. Можно угадывать, какой из предметов издает данный звук (стеклянный, железный, деревянный и т.д.). Используя различные музыкальные инструменты, можно организовать подвижные игры, когда при изменении темпа звучания инструмента меняется темп движения.

II. Игры для формирования правильного звукопроизношения проводятся зачастую с детьми, когда механическая постановка звука по каким - то причинам затруднена (у ребенка возникает рвотный рефлекс при проникновении в ротовую полость, или просто неприятие проникновения). Данный вид игры построен на методе подражания. Здесь ребенку предлагается «путешествие» в мир, где много разных звуков. Заканчивается это путешествие только тогда, когда ребенок повторит все эти звуки. Пример такой игры приводится ниже.

«В небе летают комары, они пищат: «З-з-з-з» (папа Комар), «Зь-зь-зь-зь» (Комар сынок). Мимо проехала машина, ее шины прошуршали: «Ш-ш-ш-ш». Так же шипит змея под кустом. А майский жук жужжит: «Ж-ж-ж» и дарит детям шарики. Шарики сдулись и засвистели: «С-с-с-с» (большой), «Сь-сь-сь-сь» (маленький). Шарики необходимо надуть насосом, который тоже издает данный звук».

Такие «путешествия» дают огромный простор для фантазии логопеда. Да, постановка звуков при данном виде работы затягивается на более длительный срок, нежели при механической постановке, но ведь нам важнее результат. Некоторые дети настолько не приемлют механическую постановку, что у них надолго закрепляется страх перед логопедом и затруднения при работе над развитием речи.

III . Игры по дифференциации и автоматизации поставленных звуков. В настоящее время многие специалисты, работающие в специальных детских садах, школах и стационарах, сочетают общеобразовательные занятия с коррекционными. Изучая какую-либо тему, они подбирают текст с учетом одновременного закрепления правильного звука в речи ребенка, а на прогулках включают игры-хороводы. В хороводах дети, вместе повторяя слова игры, должны одновременно с правильным произношением соблюдать ритм и темп движения, задействовав одновременно органы артикуляции и крупную моторику.Примерами таких игр является сюжетно-ролевая игра «Автобус», которая моделирует езду в автобусе.

Посредине комнаты в длину выстраивают несколько стульчиков. Между ними проход для кондуктора. Дети садятся лицом вперед по ходу автобуса. Впереди водитель. Кондуктор продает билеты, спрашивая, кто до какой остановки едет. Вся игра соответственно оформляется и заранее подготавливается. В зависимости от логопедических целей для автоматизации разных звуков в словах и фразах подбирают названия остановок: «Грибное», «Рынок», «Лодочная станция», «Луг», «Зоопарк», «Центр» и т. д.

Пассажиры едут каждый до своей остановки. В дороге кондуктор интересуется, с какой целью каждый из них едет. (Водитель негромко имитирует звук мотора - ррр). На обратном пути пассажиры вновь занимают свои места. Возвращаются. Происходит обмен впечатлениями. Помимо логопедических задач решаются попутно задачи интеллектуального и нравственного воспитания, а также развитие представлений о простейших явлениях природы и о нормах и правилах поведения в общественных местах.

В заключение отметим, что игра – это не самоцель, а средство воздействия на ребенка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка.

Огромных положительных результатов можно добиться при тесной связи логопеда и музыкального руководителя. При правильной подборке речевого материала, наложенного на музыку с добавлением движения у ребенка, на фоне эмоционального подъема, включаются все механизмы, развивающие у него высшие психические функции.

Поскольку в практике, как правило, мы имеем дело с различными комбинациями речевых нарушений у детей, то в каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с ребенком должен быть строго индивидуальным.

IV . Игры как помощник социализации ребенка в обществе.

Зачастую успешность ребенка зависит от того, насколько грамотно педагог построит общение логопата со сверстниками. Диме Д. 4,5 года. Он недавно был прооперирован (расщелина губы и неба «волчья пасть»). Работа логопеда только началась (стали появляться первые слоги), а он ходит в обычный детский садик. Но группа, которую он посещает – один большой «монолит», где все за одного и один за всех. Воспитатель смогла организовать «своеобразную» игру. Поначалу дети шли к ней за объяснением, чего хочет Дима, а затем им самим стало интересно угадывать, что он говорит. Педагог всячески поощряла положительный результат, так что к концу года ребенок приобрел авторитет среди детей, а в речь его стала фразовой. И как плачевно могли бы развиться события, если бы педагог упустила момент «принятия ребенка в коллектив». Ведь дети могли организовать совсем другую игру, где Дима стал бы посмешищем. Именно такие случаи помогают понять важность нашей профессии, и огромную ответственность, которую на нас возлагают родители, доверяя нам детей.

Гера С. (тяжелая форма дизартрии). После каждого удачного занятия логопед дарит мальчику наклейку, как приз за хорошую работу. Ребенку тяжело даются занятия, он устает. В один из дней в кабинет педагога заглядывает папа мальчика и смущенно просит рассказать, в каком магазине та покупает наклейки. Логопед видит за спиной родителя Геру и «включается в игру». «А вы знаете?, - говорит она – что это не простые наклейки? Их выдают только логопедам для поощрения детей? И у меня уже спрашивали, как Гера занимается и нужны ли еще наклейки». Папа делает «широкие глаза» и не понимает что происходит. Подмигивания педагога не производят на него никакого впечатления, он озадачен. Дома «игру» не поддерживают, и у ребенка скоро пропадает интерес к занятиям. А чего бы стоило родителям поддержать педагога? Ведь какими хорошими бы мы не были, для ребенка самым главным авторитетом остается родитель. И вот тут очень важно организовать тесную связь «педагог-ребенок-родитель», если выпадает одно из звеньев цепи, работа не даст желаемого результата.

И приведу другой пример. У Маши К. (5лет) к началу занятий отсутствует тринадцать звуков. Мама конспектирует каждое занятие. С интересом включается в действие игры. Рассказывает, какие игры они придумывают дома вместе с папой. К концу учебного года у ребенка встали и автоматизировались десять звуков и три остались на стадии автоматизации в речи. Но в данном случае работа будет завершена успешно, поскольку родитель и ребенок заинтересованы в положительном результате, а от логопеда требуется лишь показать им, «какой дорогой идти».

Обучение для ее ребенка - лишь игра, правила которой соблюдаются лишь на занятиях. И если правила ее не перенести в каждодневную жизнь, результата не будет. Вот и получается, что, не научившись играть, нельзя научить «маленького человека» тому, что умеешь сам. Наверное, можно бросить все на «самотек». «С нами то никто не играл, и ничего, выросли!» Но мы забываем, что нам было позволено «пропадать» на улице в компании соседских детей по несколько часов, где первоклассница Света играла с нами в школу и учила нас «читать». Где взрослые ребята смеялись, если мы говорили что – то неправильно, по-детски. А дома, почти у всех были бабушки и дедушки, которые в силу возраста говорили сами с собой, давая нам пример правильного произношения. Современные дети обделены этим. Бабушки и дедушки вынуждены работать, чтобы помочь детям, да и живут отдельно. Родители постоянно на работе, а вечерами, забирая ребенка из детского сада, развлекают его просмотром мультфильмов по телевизору, и «в лучшем случае» прочтением сказки перед сном. Во дворе одного оставить опасно, а дома скопилось столько дел. Вот и общаются наши дети с «телевизором». А если вспомнить, какой процент детей сейчас рождается с патологией в развитии, то совсем грустно становится.

Я не призываю всех бросить работу, съехаться с родителями и оставлять детей одних во дворе – время не то. Но давайте любить и уважать «маленьких людей» общаясь с ними на их языке по средствам игры, постепенно вводя их во взрослую жизнь!

Список литературы

1. Выготский Л.С. Мышление и речь.- М.:Лабиринт, 1996

2. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи.- М., 1992

3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - Спб., 2001

4. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - , 1983