Как познакомить детей с группой. Совет молодым воспитателямработа с родителями. Пропой свое имя

Любому учителю порой приходится входить в совершенно новый класс. А иногда и сами дети лишь 1 сентября впервые знакомятся друг с другом. И не всегда это первоклашки. Иногда новыми оказываются, например, профильные классы, классы во вновь открывшейся школе. В таких случаях знакомство между детьми можно провести неформально, используя специальные игры, хорошо известные вожатым летних лагерей.

Игры на знакомство

7–9 лет

У каждого возраста – свои особенности, и их необходимо учитывать при подборе игр. «Игры на знакомство» помогут создать благоприятную обстановку, раскрепостить детей и познакомить их в творческой и оригинальной форме.

Мячик
Для знакомства ребят младшего школьного возраста подойдет игра «Мячик». Ведущий держит в руках мяч и говорит:
Разноцветный мячик
По дорожке скачет,
По дорожке, по тропинке,
От березки до осинки,
От осинки – поворот –
Прямо к Саше в огород! (имя одного из играющих.)
С последними словами ведущий бросает мяч вверх. Участники, чье имя было названо, должны поймать мячик. Тот, кто поймал, становится ведущим. Если названо имя участника, которого нет в игре, то мяч ловит ведущий и делает следующий бросок.

Это – я
Еще один вариант игры на знакомство для младшего возраста – игра «Это – я». Играющие становятся в круг. Ведущий находится в центре и называет два имени (кого-то из присутствующих детей), одно – мужское, другое – женское.
Игроки, чьи имена назвали, кричат: «Это – я» – и меняются местами. Задача ведущего – занять освободившееся место. Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим.

11–13 лет

Здравствуй
Ребят 5–8 классов можно познакомить с помощью игры «Здравствуй».
Все участники становятся в круг лицом плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из играющих. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга.
Встретившись, дети пожимают друг другу руки, говорят: «Здравствуй» – и называют свои имена. Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.

Кто есть кто
Другой вариант игры на знакомство называется «Кто есть кто?». Каждый игрок получает лист бумаги и карандаш. За пять минут после сигнала ведущего игроки должны познакомиться друг с другом, узнавая имена и кто кем хочет стать (будущая профессия). Узнавать можно все что угодно – любимый цвет, любимую музыку, домашних животных и т.п. Полученные данные записываются на листе бумаги. Выигрывает тот, кто успеет больше узнать и записать.

Откроем сердца друг другу
Можно использовать игру под названием «Откроем сердца друг другу». Каждый игрок получает жетон в форме сердечка, на котором он пишет свое имя. Ведущий идет со шляпой по кругу. Игроки громко называют свои имена и опускают сердечки в шляпу. После этого ведущий второй раз проходит по кругу.
Теперь задача игроков – достать из шляпы одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать его хозяину.

Телефон доверия
Коллективному знакомству учеников поможет игра «Телефон доверия». Участники садятся парами, мальчики напротив девочек. Девочки шепотом сообщают свои имена мальчикам, сидящим с ними в паре. После этого мальчик, сидящий в первом ряду, тихо говорит соседу имя своей напарницы, так, чтобы не слышали остальные мальчики. Второй игрок сообщает третьему имя первой девочки и имя той, что сидит напротив него, и т.д.
Последний мальчик должен вслух назвать имена всех девочек. Если имя названо правильно, то девочка встает, если нет, то девочка остается сидеть. После этого девочки узнают имена мальчиков и называют их. Выигрывает та команда, которая будет наиболее точной.

14–16 лет

Суета сует
Для знакомства старшеклассников хорошо использовать игру «Суета сует». Всем участникам игры раздают карточки, которые разделены на 9–25 клеток. В каждой клетке записано задание. Суть игры – записать в каждую клетку имя человека, который любит рыбу, держит дома собаку, ходит в походы и т.п. Тут открывается простор для вашей фантазии. Чем неожиданней будут задания, тем лучше.
Используя эту игру, педагог не только познакомит учеников, но и сумеет провести первичную диагностику в классе, – все зависит от того, какие вопросы будут записаны в клетки-задания. Можно выявить любителей рисования, пения, игры на гитаре. В этой игре нет победителя, хотя возможно отметить тех, кто раньше всех выполнит задание.

Мой напарник
Более свободная форма игры на знакомство называется «Мой напарник». Участники разбиваются на пары. Им дается 3 минуты, за которые они должны как можно больше узнать друг о друге. Потом все садятся в круг, и каждый из игроков рассказывает о своем напарнике. Стиль изложения – любой. Поощряется оригинальность.

Лгун
Необычный вариант знакомства старшеклассников – игра «Лгун».
Эта игра тоже поможет вам лучше узнать друг друга. Необходимо 5–8 человек. Подготовьте бланки в количестве, равном числу игроков. Бланки должны содержать примерно такие вопросы:
– Самое далекое место, где мне удалось побывать, это – ________________ .
– В детстве мне запрещали делать _____, а я все равно делал.
– Мое хобби – ____________.
– Когда я был маленький, я мечтал стать .
– У меня есть одна плохая привычка – .
Листочки с этими вопросами раздаются каждому игроку, и каждый должен заполнить их, отвечая правдиво на все вопросы, кроме одного. То есть один ответ будет неправильным, ложным.
Когда все заполнят свои анкеты, игроки начинают по очереди читать вслух свои ответы. Задача остальных игроков угадать, какой из ответов игрока ложный. Пусть они запишут их вариант на противоположной стороне их анкет. Узнайте номер ложного ответа и присудите очко всем угадавшим ложный ответ. Выигрывает тот, кто набрал больше всех очков.
Можно поменять правила. Вместо одного неверного ответа из пяти писать четыре неверных, а один верный.

Снежный ком
Для того чтобы дети лучше запомнили имена друг друга, можно использовать игру «Снежный ком». Участники игры садятся или становятся в круг таким образом, чтобы они могли видеть друг друга. Все по очереди называют свое имя.
Каждый последующий игрок называет имена всех предыдущих игроков, прибавляя к ним свое. Например, первый участник называет свое имя, второй – имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое, и так далее до последнего игрока, который должен назвать имена всех, кто находится в кругу.
Варианты игры:
Помимо своего имени, каждый игрок называет качество, которое начинается на первую букву имени или соответствует его характеру. Например: Вера – верность, Сергей – смелый, Наталья – нежная...
Каждый игрок, называя свое имя, входит в круг играющих, совершая какое-нибудь движение – взмахивая рукой, прихрамывая, наклоняясь и т.п. Следом за ним все играющие делают шаг в круг, называя имя предыдущего игрока и повторяя при этом его движение.

Карточки
Группе раздаются карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате написано какое-то качество человека, например: «Я люблю петь», «У меня есть собака», «Я занимаюсь волейболом». Каждый должен найти людей с данными признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы были заполнены все клетки.
В упражнение следует включать те качества, которые важны педагогу: интерес к профильной деятельности («Я люблю театр»), группы по увлечениям («Я люблю читать фантастику») и пр.

Я умею, могу научить, хочу научиться
Более сложный вариант знакомства, который тоже поможет учителю провести диагностику в новом классе – игра «Я умею, могу научить, хочу научиться». Игроки сидят в круге. Каждый на листочке пишет ответы на три вопроса: что я умею, чему могу научить, чему хочу научиться.
Далее все игроки разбиваются на пары, обмениваются листочками и готовят презентацию друг другу на 1–2 минуты в любой форме (речь, стихи, песня, этюд и др.).

Еще несколько десятков игр на знакомство вы сможете найти на сайте «Игробанк».

В детском возрасте есть время, которое дети проводят без участия взрослых - это общение со сверстниками. От того сколько времени уделяется для общения, зависит внутреннее и эмоциональное развитие ребенка, отношение с другими людьми, собственная самооценка. Ребёнок до семи лет, не может обойтись без детей своего возраста, но и без взрослых общение не всегда складывается успешно. Дошкольника надо побуждать выражать свои чувства, эмоции, желания, восприятия, помогая находить выход из тяжелой и трудной ситуации, испытывать сочувствие к другому, помогая и уча отличать ребенка хорошее от плохого поведения.

"Назови своё имя"
Для чего: игра помогает познакомить детей, наладить отношение, привыкнуть к обществу и группе.
Условия игры: Игра проходит по кругу, ребенок называет свое имя и рассказывает что-то о себе, затем это повторяет каждый участник. Игра помогает познакомить всех детей в группе.

"Мячик"
Для чего: игра помогает запомнить имена детей, наладить общение в группе.
Условия игры: Участник первый от ведущего произносит свое имя. Второй повторяет имя предыдущего, а так же произносит свое имя. Все повторяется по кругу. Заканчивает игру первый участник, называя имена всей группы.

"Ласковый игрок"
Для чего: развивающая игра, помогает запоминать имена детей, улучшить общение с каждым игроком.
Условия игры: Как приятно или ласково вас зовут близкие? Используя мяч, называй одно или несколько таких названий, кидая мяч любому игроку. Запомнив при этом того кто бросил его. Когда все назовут имена, мяч отправляется в другую сторону. А теперь бросаем мяч тому, кто бросил его первым вам, вспоминая его красивое имя и произнося его.

"Говорим привет"
Для чего: игра развивает кругозор ребенка, помогает улучшить общение.
Условия игры: Ведущий говорит о методах приветствия, при этом используя шутки и необычные приветствия. Потом каждый игрок приветствует другого прикоснувшись рукой, ухом, носом, щекой, при этом выдумав необычное своё приветствие, и поздороваться. Все повторяют по очереди.

"Ванька встань-ка"
Для чего: игра улучшает общение, помогает развить внимание и наблюдательность.
Условия игры:
Ведущий говорит: "Встаньте детки..."
- кто любит бегать по лужам;
-кто любит дарить цветочки;
-кто любит кушать конфетки;
-кто любит своего братика;
-кто любит прыгать и скакать на скакалке и др. Ведущим может быть любой игрок. Затем ведущий спрашивает у детей, кто же самый внимательный: кто у нас любит прыгать и скакать? Все по очереди детки отвечают. Потом вопросы усложняем: Кто в нашей группе любить дарить цветы, и любит конфеты и каждый игрок по очереди отвечает, а если не может вспомнить, ему помогает следующий игрок, и так по очереди.

"Покажи телом свое имя" (для детей с 6 лет)
Для чего: игра улучшает общение детей в группе, объединяя группу, помогая выражать детям свои эмоции.
Условия игры: Все садятся в круг. По очереди дети делают телодвижения, говорящие о их имени. Игра интереснее если просить повторять имя и телодвижение. Игра увлекательная.

"Скажи как тебя зовут любимой игрушкой" (для детей с 5 лет)
Для чего: игра снимает нервное напряжение, помогая расслабится, убирая все преграды в общении.
Что нужно: две игрушки ростом с игрока.
Условия игры: Игрок с помощью игрушки представляет себя, рассказывая о себе, описывает себя. Игроки и ведущий задают вопросы: Что ты любишь? Почему? Во что играешь? Что любишь кушать? Твоя мечта? И так по кругу, все знакомятся друг с другом.

"Переход"
Для чего: развивающая игра, обращает внимание ребенка на внешний вид, какие отличия есть у детей.
Условия игры: 1) Ведущий просит посмотреть на волосы игроков:"У вас волосы все разного цвета. Поменяйтесь местами так чтобы справа сидел светловолосый, следующий потемнее, за ним еще темнее. Если дети не могут справится, помогает взрослый. 2)Все тоже самое, только с цветом глаз, светлее, темнее. Игра продолжается переходом к следующему игроку.

"Опиши игрока"
Для чего: эта игра учит описанию, наблюдательности, увеличивая словарный запас ребенка.
Условия игры: Участники разбиваются на пары, стоя спиной друг к другу, и начинают описывать своего партнера вспоминая какого цвета его волосы, цвет одежды, цвет прически. Затем описание сравнивают и подводят итог о точности и полноте совпадений, так дети лучше узнают друг друга, пополняя словарный запас.

"Что поменялось?"
Для чего: игра учит наблюдательности, развивает внимание, улучшает общение в группе.
Условия игры: Каждый игрок по очереди выходит из комнаты. В это время другие игроки меняют в группе детям прическу или что-то в одежде, например завязав бантик, развязать шнурки или пересаживается на другое место, любые два или три изменения. Задача того кто вышел заметить эти изменения в группе и в точности их описать. Все изменения должны быть яркими, чтобы ребенок мог их заметить. Играют все по кругу.

"Опиши настроение"
Для чего: игра помогает описать настроение, узнавая настроение и эмоции друзей.
Условия игры: Участникам предлагается описать свое настроение: рисуя его определенным цветом, животным, показать движением, чтобы другие смогли описать его настроение словами. И так игра продолжается по кругу, другие пытаются узнать и описать настроение игрока.

"Угадай чувство"
Для чего: игра учит выражать эмоции не-вебральным способом.
Условия игры: Участник передает по цепочке от одного к другому определенное чувство жестами, прикосновениями, мимикой. После прохождения круга, обсудите что за чувство было загадано. Потом следующий игрок начинает заново эту цепочку, повторяя жесты. Взрослые могут помочь выбрать чувство ребенку, подсказывая на ухо.

"Эмоции в цвете"
Для чего: игра улучшает воображение, выражая в движениях свои эмоции.
Условия игры: Участник по сигналу закрывает глаза, все остальные выбирают цвет. Когда участник откроет глаза, все поведением, показывают этот цвет, не произнося его, водящий должен угадать цвет. Разделяясь на две команды: одни изображают цвет, другие угадывают его.

"Шёпот"
Для чего: игра помогает развить невербальное общение, учит понимать друг друга.
Условия игры: Все садятся в круг. Главное - сказать фразу невербально, которую ведущий шепнул на ухо. Каждый выполняет задание без слов. Остальные угадывают фразу. Цель угадать предложение сказанное ведущим.

"Пиктограмма"
Для чего: игра помогает улучшить эмоциональное состояние детей, развивая мимику каждого участника.
Условия игры: Каждому участнику дается пиктограмма или картинка с эмоцией. Рисунок разрезают на несколько частей. Цель участников как можно быстрее собрать картинку. А потом можно изобразить мимику, которая нарисована на пиктограмме.

"Подарочек"
Для чего: игра развивает интеллект и помогает в описании предметов.
Условия игры: выбрать одного участника, который становиться "именинником", все остальные по очереди дарят ему подарки, передовая подарки необычными, своими движениями и выражая это лицом, мимикой. Получается интересная игра, все по очереди, затем меняется именинник. Все участники должны побывать именинником.

"Игра рук"
Для чего: эта игра развивает, помогая в выражении чувств, а также помогает понять и ощутить прикосновение другого.
Условия игры: игра проводится в парах, с закрытыми глазами, игроки садятся друг напротив друга, на расстоянии метра. Ведущий дает детям время, примерно две три минуты, говоря:
- Закрыть глазки, вытянуть ручки, познакомьтесь детки друг с другом только ручками. Попробуйте лучше узнать своего друга. Опустите ручки.
- Опять вытянули ручки вперед, найдите ручки своего друга. Теперь происходит ссора рук. Покажите это. Опустите свои ручки.
- Ручки снова ищут друг друга, но теперь они мирятся и просят прощения, дети все это повторяют. Теперь ручки друзья, они дружат, покажите это. Дети все это показывают.
После спросить детей: какие чувства они испытывали во время игры, что им понравилось, а что нет? Дети смогут выразить свои мысли, высказаться.

"Передать улыбку"
Для чего: игра в группе, развивает общение и дружелюбие, обучает и помогает выражать свои эмоции детям.
Условия игры: все участники игры берутся за руки, затем один пожимает руку и улыбается следующему игроку. Тем самым передавая улыбку следующему игроку. Другой повторяет, но своим способом выражая улыбку, игра идет по кругу. В конце все улыбаются и веселятся.

"Сижу я на камушке"
Для чего: игра учит оказывать помощь другому, учит сочувствию к ближнему, развивает симпатию у детей.
Условия игры: Все участники встают в круг и поют песенку, а один игрок садится в круг на корточки, укрывая свою голову платком. И тоже поет такую песенку:
- Ох бедный, бедненький, сижу я на камушке,
- Ох бедный, бедненький, сижу на горючем,
- А кто ж меня очень любит?
- А кто ж меня сменит?
- Меня сменит, переменит?
- Да еще и приголубит?
После песни, любой из участников подходит и гладит по голове того кто сидит в кругу, говоря ему приятные и нежные слова, утешая и успокаивая его. Потом он сам садится в круг и тоже покрывает свою голову платком, повторяя слова, которые говорил его предыдущий горюющий. Все так же продолжают петь песню. Его утешает следующий участник, выражая сочувствие своими словами, своими объятиями. И так все по кругу.

"Всплеск эмоций"
Для чего: игра помогает оценить ситуацию и поведение игроков.
Условия игры: ведущий читает детям интересный рассказ. Игрокам заранее выдаются маленькие картинки с изображением лиц с эмоциями. При чтении рассказа, ребенок выбирает картинки с подходящими эмоциями, приближенными к герою рассказа. После чтения каждый из детей объясняет какие эмоции были у героя, какие преобладали. Что это означает, был он грустен или проявлял радость. Играть можно по отдельности или группами. Текст рассказа выбрать не большой, но с описанием эмоций, которые понятны детям.

"Помощь в общении"
Для чего: игра помогает научиться общению.
Условия игры: игроки разбиваются по парам, и общаются диалогом, выбирая интересные и подходящие темы: "мой любимый цвет", "любимое животное", "самый прекрасный день недели" и т. д. В начале дети сидят лицом друг к другу, затем один сидит на стуле, а другой стоит около стула (обмен местами), затем они садятся спиной друг к другу спиной и продолжают разговор. В конце у игроков спрашивают: что больше всего понравилось вам в общении и почему?

"Игра звуков"
Для чего: помогает детям понимать, чувствовать, развивая восприятие улавливать на слух.
Условия игры: ведущий объясняет, что такое интонация. Дети по очереди повторяют эти чувства. С разной интонацией (радость, зло, грусть, задумчивость, обида). Можно провести игру в виде рассказа участниками, и обсудить разговор героями сказки.

"Урок рисования"
Для чего: развивает воображение детей.
Условия игры: Игрокам дать задание нарисовать доброе любимое животное, называя его ласковым словом, воплощая необычным средством понимания. Включить тихую, медленную мелодию, использовать краски или мелки, фломастеры. Потом попросить всех выбрать самое доброе животное. Выбирают победителя - дети из другой группы. Победителю выдать приз - медаль с изображением смайлика.

Информация из книги Л. В. Чернецкой "Развитие коммуникативных способностей у дошкольников"

Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" Октябрь 2017

Если все собравшиеся часто видят друг друга и тем более дружат, то, наверное, у вас не возникнет необходимости проводить игры из этого раздела. Впрочем, даже давно знакомым бывает приятно еще раз проявить внимание друг к другу и вспомнить, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга.

Если же вы пригласили на праздник ребят, не знающих друг друга или видящихся очень редко, то, скорее всего, в первые минуты празднования возникнет некоторая неловкость и дискомфорт. В этом случае смело предлагайте гостям описанные здесь игры, так как их цель - снять напряжение, зажатостъ, вызвать у детей доверие и интерес к другим ребятам.

Вы почувствуете, как после их завершения атмосфера в вашем доме стала более теплой, дружеской и раскованной.

"Снежный ком"

Эту игру хорошо проводить, если собралось много детей и большинство из них не знакомы.

Усадите детей в круг и скажите им, как называется игра, в которую они сейчас будут играть. Почему она так называется? Они сейчас догадаются сами.

Возьмите в руки какой-то предмет, например маленькую мягкую игрушку или фломастер. Назовите свое имя. Теперь передайте фломастер ребенку, сидящему справа от вас. Тот должен повторить ваше имя, затем добавить свое и отдать предмет третьему. Третий, получив предмет, говорит имя первого человека, второго, а потом добавляет свое и т. д. Таким образом последний человек прежде, чем назвать свое имя, должен будет по порядку вспомнить имена всех сидящих в кругу. Поэтому игра и получила такое название: количество запоминаемых имен растет от игрока к игроку по кругу, как снежный ком.

Примечание. В процессе игры дети если и не запомнят всех, то во всяком случае у них останется впечатление, что этого мальчика или эту девочку они знают (много раз слышали его (ее) имя и произносили его сами).

"Представление начинается"

Сразу скажите детям, что название данной игры никак не связано с цирковым или театральным представлением. Как говорили раньше: "Позвольте представиться!" - то есть познакомиться с вами, назвав свое имя. Но знакомиться они сегодня будут не совсем традиционным способом, поэтому вполне может случиться, что это станет походить на цирковое представление.

Пусть дети встанут в круг. Один из них называет свое имя и делает какое-то движение. Например, ребенок говорит: "Я - Катя" - и делает реверанс. Все остальные дети должны повторить за ним: "Ты - Катя" - и сделать реверанс.

Примечание. Движения не обязательно должны быть такими красивыми и соответствующими ситуациям. Ведь что бы ни показал ребенок, он в ответ получит это в "нескольких экземплярах", а значит, его право свободно выбрать жест после своего имени, даже если это кулак или рожица.

"Веселые приветствия"

Спросите ребят, как люди обычно приветствуют друг друга. Какие движения они при этом делают? Спектр достаточно широк: от кивков до поцелуев. Остановимся на среднем варианте - рукопожатии. Почему люди жмут друг другу именно руку? Просто это традиция. А значит, все могло бы быть совсем иначе. Например, эскимосы трутся носами вместо поцелуев. Так что и мы сейчас будем приветствовать друг друга новыми, необычными способами.

Итак, как только вы включите любую танцевальную музыку, дети должны начать ходить по комнате (можно также прыгать и танцевать). Когда музыка затихнет, то вы произнесете слова: "Раз, два, три, друга найди!" В это время каждый ребенок срочно должен найти себе пару и встать с ней рядом. Тогда вы скомандуете - "Поздоровайтесь..." - и затем назовете любую часть тела. Так в процессе игры дети узнают, что можно поздороваться ушками, мизинцами, пятками, коленками, ресничками, локтями и т. п.

Не забудьте поставить важное условие: каждый раз во время музыкальной паузы ребенок должен встать рядом с тем игроком, с кем он еще никак не здоровался. Таким образом, игру можно завершать, когда каждый гость поздоровался со всеми присутствующими.

Примечание. Если детей нечетное количество, то тот, кому не хватило пары, встанет с ведущим вечеринки взрослым и поздоровается с ним. В этом случае вы будете иметь возможность наглядно показать играющим, что можно поздороваться, например, пятками, если вдруг дети сразу не сообразят, как это осуществить.

"Ветер дует на того, кто..."

Эта игра поможет вам активизировать детей, а им - почувствовать свою схожесть друг с другом, сблизиться и избавиться от неловкости и зажатости.

Скажите ребятам, что в комнате стало очень жарко, было бы неплохо, чтобы подул ветерок. Поэтому предложите им поиграть в такую игру. Пусть все встанут в ряд у одной стены комнаты. Вы будете говорить предложения, начинающиеся со слов "Ветер дует на того, кто...". Затем добавлять названия каких-либо признаков, например, "кто любит яблоки", "кто сегодня умывался", "кто в брюках" или "у кого есть домашние животные". Все дети, к которым подходит сказанное определение, должны добежать до противоположной стороны комнаты (желательно, чтобы там был мягкий большой диван), а потом спокойно вернуться обратно.

Придумывая признаки, объединяющие детей, вы можете опираться на свои знания об их вкусах и образе жизни. Таким образом, вы сможете варьировать количество игроков, перебегающих на другую сторону, и следить, чтобы каждый ребенок поучаствовал в игре, найдя себе подобных.

Примечание. Чтобы было веселее, периодически называйте нелепые признаки типа "Кто сегодня не чистил уши" или "Кто будет мыть посуду после праздника" - особо разыгравшиеся и невнимательные отправятся в путь к всеобщей радости.

«Давай-ка познакомимся!»

Дети становятся в круг. Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи...», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, потом он бросает мяч другому игроку, при этом снова произносятся слова: «Как зовут тебя, скажи...» - и так далее.

«Здравствуйте!»

Игроки становятся в круг, плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из игроков. Водящий и игрок, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки, говорят: «Здравствуйте!», и называют свои имена, потом бегут дальше. Пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.

«Откроем сердце другу»

Каждый игрок получает жетон в форме сердечка, на котором он пишет имя. Ведущий идет с шляпой по кругу. Игроки громко называют свое имя и опускают сердечки в шляпу. После этого ведущий второй раз проходит по кругу. Теперь задача игроков - достать из шляпы одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать хозяину.

«Это - Я»

Игроки становятся в круг. Ведущий, стоящий в центре, называет два имени (одно - женское, другое - мужское). Игроки, чьи имена назвали, кричат: «Это - Я!», и меняются местами. Задача ведущего - занять освободившееся место. Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим. Если среди играющих есть только один человек с одним из двух названных имен, то он кричит:

«Это - Я», и остается на месте.

«Теремок»

К ведущему подходит первый игрок и спрашивает:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Я... (называет свое имя). А ты кто?

Я... (называет свое имя). К ним подходит второй игрок, и диалог повторяется.

«У лукоморья дуб зеленый»

На дерево прикрепляются листья, на которых написаны имена детей. Ведущий отрывает лист, читает имя, написанное на нем, вызывает ребенка (детей) с этим именем. Вызванный ребенок (дети) срывает следующий листок с дерева, и так далее. Затем ведущий раздает детям листья с именами в беспорядке, дети должны найти листок со своим именем. Выигрывают те, кто сделает это быстрее других.

«Угадай мое имя»

Вместо представления игрок дает остальным детям подсказки:

  • мое имя начинается на букву «О»;
  • мое имя заканчивается на букву «А»;
  • мое имя состоит из шести букв и др.

Все остальные должны отгадать, какое это имя.

«Кто? Где? Когда?»

Игроки становятся в круг. По сигналу ведущего дети перестраиваются так, чтобы они располагались:

  1. в алфавитном порядке;
  2. по месяцам рождения;
  3. по знакам зодиака;
  4. по увлечениям.

«Веселые задания»

«Слушай, смейся, выполняй. Имена запоминай!» - с этими словами ведущий дает задания детям:

  1. Саши, Оли, Димы, Юли должны надуть воздушный шарик, у кого же шарик лопнет раньше;
  2. Лены и Алеши должны похвалить самих себя, глядя в зеркало, и при этом даже не улыбнуться;
  3. Даши и Сережи набрать в рот воды и спеть песню так, чтобы другие ее узнали, и так далее.

«Воробей»

Все дети становятся в круг. Внутри круга стоит ведущий. Дети скачут на одной ноге по кругу в одном направлении, а ведущий внутри круга - в другом направлении, и при этом приговаривает:

Скачет, скачет воробей - бей-бей,
Собирает всех друзей - зей-зей.
Много, много разных нас-нас-нас,
Выйдут... (называет имя ребенка) сейчас-час-час.

Названные дети входят в круг, и игра повторяется, пока не будут названы имена всех детей.

И.Ю. Исаева «Досуговая педагогика».

Дети становятся в круг. (Это способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Для усиления такого чувства можно взяться за руки). Первый ребенок называет свое имя, второй называет имя первого и свое и так далее. Первый называет имена всех.

В эту игру можно играть вместе со взрослыми. Это помогает всем приехавшим в подружиться и почувствовать себя одной командой. Пусть Вас не смущает, что некоторым детям еще трудно произносить имя и отчество взрослых и запомнить все имена. Помогите им в этом. Основная цель игры - объединение коллектива, преодоление барьера между детьми, привитие навыков общения.

Эту игру можно со временем усложнять. Просить называть свое имя и несколько слов о себе на заданную тему. Дети повторяют услышанное друг о друге, но не в 3-м лице, а в 1-м.

Тебя зовут Лена. Ты ходишь в 1-й класс и любишь рисовать.


2. Игра "Кто меня позвал".

Дети становятся группой, один ребенок выходит из группы отходит на несколько шагов и поворачивается спинной к группе. Воспитатель выбирает ребенка, который должен громко позвать ушедшего. Ушедший возвращается и говорит, кто его позвал, в 1-м лице:

Меня позвал ты, Антон.

Если ребенок догадался, кто его позвал, но не помнит имени, предложите ему спросить об этом позвавшего.

Первой реакцией детей обычно бывает желание показать пальцем. Это нужно исправлять.

Такие диалоги важны для детей. Они прививают им навыки общения.

3. Игра "Девочки-мальчики"

Мальчики садятся на одну скамейку, а девочки на другую. Мальчики называют любые имена девочек. Если эти имена носят девочки, то они встают и рассказывают немного о себе. Потом девочки называют любые имена мальчиков. Это происходит до тез пор, пока имена всех детей не будут названы.

4. Игра "Стулья"

Стулья ставим по кругу плотно друг к другу. Игроки становятся на них. По сигналу ведущего все игроки должны поменяться местами так, чтобы все имена расположились по алфавиту. Игроки, не касаясь пола, передвигаются по стульям.

5. Шумная игра

По сигналу ведущего все игроки начинают, выкрикивая свои имена, искать своих тезок, чтобы быстрее других собраться в команду. Выигрывают самые шумные и проворные.

6. Игра "Шпаргалка-вспоминалка"

Каждый игрок получает карточку со своим именем. Игроки делятся на 2 или 3 команды. В игру вступает 1-ая группа. Все игроки этой группы представляются, называя имя и фамилию, немного рассказывают о себе. После этого все карточки с именами игроков 1-ой команды отдаются игрокам-соперникам. Они, посовещавшись, должны правильно раздать карточки игрокам 1-ой команды и вспомнить фамилию каждого. За каждый правильный ответ команды получает очко. Потом представляется 2-ая команда.

7. Игра "Кто есть кто"

Каждый игрок получает лист бумаги и карандаш. За 5 минут после сигнала ведущего игроки должны познакомится друг с другом, узнавая имя, кем хочет стать. Полученные данные записывают. Выигрывает тот, кто успел больше всех узнать и записать.

8. Эстафета

Перед состязанием игроки делятся на 2 команды. Каждый игрок делает шаг вперед и четко произносит свое имя и фамилию.
1 этап: игроки команды по очереди подбегают к своему листу ватмана и пишут свою фамилию, возвращаясь обратно, кричат свое имя. Так до тех пор, пока все игроки не запишутся.
2 этап: команды должны обменяться листами ватмана. Подбегая к листу ватмана, нужно против соответствующей фамилии противника написать его имя. Выигрывает та команда, которая допустила меньше ошибок.

9. Игра "Телефон доверия"

Мальчики садятся напротив девочек парами. Девочки шепотом сообщают свое имя мальчику из своей пары. После этого мальчик, сидящий в 1-м ряду говорит соседу имя своей напарницы. Говорит он тихо, чтобы не услышали остальные мальчики. 2-ой мальчик говорит 3-ему имя 1-ой девочки и той, что сидит напротив него. Так до тех пор, пока не дойдут до последнего мальчика: он называет имена всех девчонок по очереди. Если имя названо правильно, то девочка встает, если нет-остается сидеть. Затем девочки узнают имена мальчиков и т.д. выигрывает та команда, которая была более точной.

10. Игра "Почтальон"

Дети делятся на 2 команды. 1-ые игроки подбегают каждый к своему стулу, на которых лежат маленькие конверты (по числу участников). На обратной стороне написано имя адресата из другой команды. Прочитав имя адресата, «почтальон» громко выкрикивает его, а адресат поднимает руку и кричит: «Это Я!» Затем он отправляется за очередным письмом. Выигрывает самая быстрая команда. Организаторы на обратной стороне карточек могут написать значения имен. Эти карточки в конце игры можно огласить и подарить.

11. Игра"Математика"

Дети сидят в кругу. Вожатый даёт задание: «Начнём считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное трём, произносит вместо цифры своё имя». Эту игру можно использовать для развития памяти и внимания. Поиграйте, и вы убедитесь, что это действительно так.

12. Игра "Назовись"

Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом своё имя. После броска он опускает руки. После того, как мяч обойдёт всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет своё имя.

Третий раунд этой игры несколько изменён. Опять же все стоят в кругу с вытянутыми руками, но теперь участник, бросавший мяч должен назвать своё имя, поймавший мяч проделывает то же самое и т.д.

После проведения этой игры (на её проведение затрачивается 10-15 минут) вполне реально запомнить до 20 имён.