Влияние сюжетно-ролевых игр на дошкольный возраст. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие дошкольников Влияние сюжетно ролевой игры на развитие детей

А. С. Выготский считал, что формирование ребёнка происходит в особых условиях, которое он называл социальной ситуацией развития создающей зону ближайшего развития. Она определяется содержанием образования, которое даёт возможность сотрудничества ребёнка и взрослого, а оно в свою очередь предполагает активность ребёнка и взрослого в освоении различных содержаний, предполагаемых, а не навязываемых взрослым. Такое сотрудничество можно увидеть в процессе сюжетно - ролевой игры.

Можно говорить, что важной составляющей для игровой деятельности является - игровое пространство.

Игровое пространство - это уголок с любимыми игрушками, с правильно подобранным игровым материалом. К сожалению не всегда игры детей бывают с положительным содержанием, часто игры отражают и негативные стороны жизни. Они возникают на основе и под влиянием полученных впечатлений.

В развитии игровой деятельности ребёнка выделяют два периода:

а) предметно-игровая - содержанием которой являются действия с предметами

б) ролевая игра - основой, которой является общение.

Игра для ребёнка, это особая форма общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребёнка, воспитанию творческих способностей.

Важной частью игры является сознательное отношение детей к выполнению правил ролевого поведения, которое отображает глубину освоения действительности. Роль призывает детей подчиняться определённым правилам поведения и следовать социальным нормам.

Играя ребёнок приобретает новые знания и умения, активизирует словарь, развивает любознательность, нравственные качества, формируются начала коллективизма. Отображает то, что видел, пережил, осваивает опыт человеческой деятельности.

Игра для ребёнка не пустая забава, она является стремлением включиться в мир взрослых.

Актуальной в игровой деятельности является проблема воспитания предпосылок женственности у девочек и мужества у мальчиков. Для воспитания этих качеств целесообразно формировать представления у девочек о женских социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним, связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх. Можно почитать произведения, где главной героиней является представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть её положительные качества.

Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников, спасателей, обратить их внимание на положительные качества представителей этих профессий.

Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием. Нужно переключить игру, придав ей положительное содержание или прекратить, объяснив, почему не следует её продолжать.

Игра доставляет ребёнку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости.

Нестерова Людмила Викторовна, воспитатель
ГБОУ д/с №455, г. Зеленоград, Москва

Для ребят дошкольного возраста

игры имеют исключительное

значение: игра для них – учёба,

игра для них – труд,

игра для них – серьёзная форма

воспитания. Игра для

дошкольников – способ познания

окружающего.

Н. К. Крупская

Всестороннее воспитание детей в игре.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Например, в игре формируется саморегуляция действий с учётом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребёнка, но и перестраивает его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Это очень значимо для ребёнка, так как его будущее связано с общественно полезным трудом, требующем от его участников совместного решения задач. (Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, Е.А.Флерина, Е.И.Тихеева, А.П.Усова и др.)

Психологи Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьева, Д.б.Эльконина, А.В.Запорожец и их последователи считали, что игра имеет историческую, а не биологическую природу. Их мнение, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть (ранние этапы дошкольного детства) возникает не путём автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщить детей к игре.

Анализ воспитательной работы в д/с показывает, что в ряде случаев дети играют мало и примитивно, уровень отображения действительности не всегда соответствует их возрастным возможностям. Это отставание связано с разными причинами, но недостатки руководства игрой имеют один результат: дети не умеют играть. Плохо играющие дети, ждущие от взрослого подсказки каждого очередного действия, – это как правило, дети, у которых не сформирована психологическая деятельностная основа игры (видимость игры можно создать, научив ребёнка игровым умением, не связанным необходимым мотивом), либо те дети, которые в обстановке менторского руководства теряют инициативу.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде раннего и дошкольного детства.

Это обусловлено тем, что с развитием игры связаны преобразования в психике ребёнка, и прежде всего в его интеллектуальной сфере, которая является основой для развития детской личности.

Например, к концу 3 и в начале 4-го года жизни дети свободно владеют разными способами отображения действительности. Если 2-х летний ребёнок, умывая куклу, воспроизводит известное ему действие. То на 3-4 при благоприятных условиях (правильное руководство игрой) он способен заменить действия обобщённым действием-жестом (обозначающим умывание) или, заменить словом (кукла уже умылась). Переход от действий к словесному обозначению свидетельствует о появлении у ребёнка способности к абстрактному мышлению, а следовательно, о важном преобразовании его интеллектуальной сферы.

В более старшем возрасте на смену предметно-опосредованным действиям, приходят ролевые способы действия и способы общения, свойственные сюжетно-ролевой игре.

Результаты наблюдений учёных, изучения детских игр приводят к следующим выводам:

I этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. С помощью предмета-игрушки игра представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание представляет собой действия-манипуляции.

II отобразительная игра , в которой отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действий. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры в раннем детстве.

III сюжетно-отобразительная: действия ребёнка, оставаясь предметно-опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры. На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются.

Наступает IV этап – собственно ролевая игра , в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей. Здесь происходит развитие эмоций, инициативы, творчества.

Хорошая игра – действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

V сюжетно-ролевая игра .

Рассмотрено значение игр для умственного развития ребёнка. Однако не менее важна роль сюжетной игры в формировании нравственных качеств

детей, а также в их физическом развитии.

Сюжетные игры оказывают влияние и на эстетическое воспитание детей. Это обеспечивается прежде всего подбором игрушек и атрибутов, отвечающих требованиям художественного вкуса. Немаловажное значение имеет эстетика содержания самих игр.

В дошкольном возрасте нередки индивидуальные или совместные режиссёрские игры. По сути они сходны с сюжетно-ролевыми, т.к. отражают уровень знаний детей об окружающей жизни, и несут в себе элементы продуктивного творчества и фантазии.

Однако одни сюжетно-ролевые игры не могут обеспечить решения всех задач всестороннего воспитания детей в игре. Это может быть достигнуто при условии сочетания в воспитательном процессе разных видов игр.

Все виды игр можно объединить в 2 группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.

I – игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении.

Активность детей имеет инициативный, творческий характер – ребёнок способен самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел и найти способы решения игровых задач. Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные , ценны своей развивающей функцией, имеющей значение для общего психического развития ребёнка.

II – различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребёнку правила игры или объясняя конструкцию, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата.

В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направлены на усвоение определённого материала и правил, которым должны следовать играющие. Они важны также для нравственно-эстетического воспитания дошкольников. Активность детей в обучающих играх носит репродуктивный характер: дети, решая игровые задачи с заданной программой действий, лишь воспроизводят способы их осуществления. Сюда относятся подвижные, дидактические, музыкальные игры, игры-драматизации, игры-развлечения .

Сравнительная характеристика сюжетно-ролевой и дидактической игр.

Замысел возникает у самого ребёнка. Обучающая задача сформулирована взрослым для достижения определённых целей воспитателя.
Содержание создаётся ребёнком в соответствии с собственным социальным и игровым опытом. Содержание разработано взрослым и направлено на реализацию дидактической задачи.
Роль – привлекательный для ребёнка компонент в игре. Иногда игра возникает, потому что ему хочется быть кем-то. Роль бывает не так интересна.
Игровые действия определяются ролью. Игровые действия придумываются взрослым и даются ребёнку в готовом виде.
Правила почти всегда подразумеваются, редко произносятся вслух и никогда не записываются. Правила составляются взрослым заранее, записываются. Выполнение их обязательно.

Главный результат обеих игр – уровень развития ребёнка ; при этом сюжетно-ролевые игры в большей степени влияют на личностное развитие дошкольника, а дидактические – на познавательное .

Психолог об игре.

- Какое отношение к подготовке к школе имеет игра?

Самое непосредственное. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В ней есть всё, что необходимо для полноценного развития личности. И в этом её незаменимое значение. В играх ребёнок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками. В игре ребёнок пробует свои силы и возможности.

Самостоятельность, активность, саморегуляция – важные черты свободной игровой деятельности – выполняют незаменимую роль в формировании личности будущего школьника.

- Существуют разные игры. Наверное, их влияние на подготовку ребёнка к школе неодинаково?

Все они играют положительную роль в воспитании будущего школьника. Но каждый вид игр вносит свой особый вклад в подготовку. Сюжетно-ролевые игры влияют на развитие социально-нравственной, эмоциональной интеллектуальной сфер будущего школьника. В игре происходит моделирование детьми поведения взрослых, осуществляется перевод реальных отношений на новый язык – язык игровых образов. А это сложная интеллектуально- практическая деятельность.

В сюжетно-ролевой игре переплетаются реальное и фантастическое. Идёт замещение реальных предметов символами. Целые события могут быть заменены одним словом или жестом, условным сигналом. А все играющие должны достигнуть взаимопонимания, общности взглядов – без этого нет игры. В игре происходит формирование целого комплекса качеств, необходимых для школьного обучения: освоение знаково-символических средств (замещение, моделирование), развитие механизмов социального поведения (общение, взаимодействие, сотрудничество), расширение и углубление чувств и переживаний.

- Можно ли, наблюдая за играми детей, как-то прогнозировать успешность их обучения в школе?

Игра ребёнка – важный показатель общего развития. Не случайно К.Д. Ушинский призывал внимательно наблюдать за детскими играми. Если ребёнок не выражает интереса к играм, проявляет пассивность, если его игры стереотипны и примитивны по содержанию – это сигнал неблагополучия в развитии ребёнка и, к сожалению, неутешительный прогноз для школьного обучения. Часто примитивное игровое поведение сочетается с интеллектуальной пассивностью, задержкой развития, и, следовательно, есть реальное основание сомневаться в возможности такого ребёнка успешно учиться в школе.

Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры.

Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни. Источником, питающим игру, является реальный опыт, самые разнообразные знания об окружающем. Особое влияние на игру оказывают знания, получаемые на занятиях. Очень важно, чтобы они естественным образом влияли на игры детей. При ознакомлении с трудом взрослых наибольшее предпочтение отдавалось в моей работе конечно же экскурсиям, т.е. непосредственному наблюдению. Детям показывают не только действия, которые люди выполняют, но и рассказывают значимость их труда для других. Обращается внимание на личные качества человека-труженика. Например, продавец вежливый, внимательный, предлагает нужную вещь и т.д. Почтальон – заботливый, и в непогоду приносит газеты, письма. Педагог выражает симпатию к человеку, с трудом которого знакомит детей. Так, во время экскурсии в прачечную спрашивалось: «Как мы можем помочь прачке её труде?». Подводим детей к выводу: если чисто мыть руки, полотенца не очень загрязнятся, следить за чистотой одежды.

Мотивом сюжетно-ролевой игры являются взаимоотношения людей. При ознакомлении с окружающим надо показать, что взрослые не только что-то делают, но и вступают в контакт друг с другом. И это - главное: продавец не может быть без покупателя, врач – без больного и т.д.

Нужно организовать повседневную жизнь детей так, чтобы у них возникала необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. Например, можно создать такую ситуацию, когда ребёнку нужно что-то выяснить в медпункте, или сходить за ножницами в соседнюю группу. На своём опыте дети убеждаются, как важно умело налаживать контакты с окружающими. Самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности.

Обогащению игры способствуют различные художественные произведения, предметы изобразительного искусства. Хорошим дополнением к наблюдениям, чтению литературы являются картины. Они помогают оживить имеющиеся впечатления, дают представления о новых событиях. Делают полнее образы.

Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры детей 5-7 лет, попавших в трудную жизненную ситуацию и помещенные в социальное учреждение

Проведение исследования. Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 5-7 лет в естественных условиях.

Обработка данных. Анализ протоколов проводят по схеме:

  1. Замысел игры. Постановка игровых целей и задач
  2. Содержание игры
  3. Сюжет игры
  4. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре
  5. Игровые действия и игровые предметы
  6. Игровые правила

Данные первичного наблюдения, которое проводилось с октября по декабрь, показывают:

Компоненты игры

Характеристика

Замысел игры, постановка игровых целей и задач Дети ставят задачи для тех, с кем хотят играть. Не всегда могут понять друг друга, поэтому взрослый часто помогает обозначить игровую задачу. (Соответствует игровой деятельности детей 3-4 лет.)
Содержание игры Отражает взаимоотношения взрослых (4-5 лет)
Сюжет игры Дети не используют сюжеты из сказок, преобладают однообразные бытовые сюжеты (4 года)
Дети берут на себя определённую роль, но часто не могут договариваться с партнёрами по игре. С интересом воспроизводят игровые действия, эмоционально передают ролевое поведение. Ролевой диалог ещё не развёрнутый (бытовые реплики). Большинство детей предпочитают играть парами, но игра носит кратковременный характер (4 года)
Дети сами выбирают предметы заместители. Хорошо освоены предметно-игровые действия, свободно играют с игрушками, дают словесные обозначения этим предметам (5 лет)
Правила игры Правила регулируют последовательность действий. Дети не до конца, но выполняют правила в соответствии со взятой ролью. Следят за выполнением правил игры другими детьми (5лет)

Хочется отметить следующее: не все дети соотносят первоначальный замысел и его реализацию в игре, практически все дети не соотносят замысел с достигнутым результатом; конфликты возникают и при распределении ролей, и когда кем-то не выполняются определённые

правила, при обладании игрушкой, из-за чего прекращается игра, дети переключаются на другой вид деятельности или переходят в другую группу играющих. В основном дети играют в оборудованных игровых уголках и редко сами готовят игровую среду. Дети почти не обращаются к взрослому, за исключением жалоб, или что-то дать для игры.

Полученные результаты говорят о том, что уровень развития игры детей 5-7 летнего возраста, поступающих к нам в учреждение, соответствует в среднем уровню 4-х летних детей, дети попросту не умеют играть, играть сообща. Как мы видим, преобладают сюжеты на бытовую тему, где передаются те события и ситуации, участниками или наблюдателями которых они являлись. Причём передают взаимоотношения на том языке, который слышали, на бытовом уровне.

В связи с этим совместно с воспитателями были проведены экскурсии по приюту, на почту, в парикмахерскую, в поликлинику, в библиотеку, в магазины и на рынок, беседы с детьми о том, с чем они познакомились, с какими профессиями, что интересного увидели. Мною был организован цикл сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие у детей способности создавать воображаемую игровую ситуацию, умение брать на себя роль и действовать в соответствии с ней, воспитывать отношения партнёрства в процессе коллективных игр, учить отражать в играх приобретаемый жизненный опыт, обогащение словарного запаса и развитие речи старших дошкольников.

В мае было проведено контрольное наблюдение за игрой той же группы детей и были получены следующие результаты:

Компоненты игры

Характеристика

Замысел игры, постановка целей и задач Замысел игр более устойчивый, но всё ещё кратковременный. Дети договариваются до игры, но не обсуждают её замысел. В процессе дети могут менять правила игры, включать новые образы. (Соответствует игре 6-7 л.)
Содержание игр Создают модели взаимоотношений между людьми.

Сюжет игры

Эпизоды из сказок самостоятельно не используются, преобладают общественные сюжеты. Дети стали комбинировать знания, почерпнутые из наблюдений, кинофильмов, рассказов взрослых.

Выполнение роли и взаимодействие в игре

Взаимодействие и ролевой диалог становятся более длительными, содержательными. Дети передают характерные особенности через мимику, жесты, интонацию. Большинство детей предпочитают играть вместе. Особенность в том, что дети не могут назвать любимые роли или ориентируются на случайный выбор.
Игровые действия, игровые предметы Дети свободно пользуются предметами заместителями. Речь стала более активной.
Правила игры Некоторые дети не до конца осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли.

В завершении хочется обобщить, что вне направленного обучения игровая деятельность дошкольника может не достигнуть такого уровня развития, при котором она могла бы оказывать развивающее воздействие на их психику. Для того, чтобы игра детей с отставанием в развитии (ЗПР), имеющими эмоциональные и поведенческие расстройства стала ведущей деятельностью, педагоги должны решить следующие задачи: вызвать интерес и стойкое положительное отношение к играм и игрушкам; сформировать у детей собственно игровые действия, которые в дальнейшем войдут в сложную структуру игровой деятельности, умение использовать в игре не только игрушки, но предметы-заменители; развивать у детей способность создавать воображаемую игровую ситуацию, умение брать на себя роль и действовать в соответствии с ней; воспитывать отношения партнёрства в процессе коллективных игр; учить отражать в играх приобретаемый опыт; развивать речь детей.

В процессе игровой деятельности осуществляется и умственное воспитание детей (развитие восприятия, представлений, обучение анализу, синтезу, сравнению, классификации предметов); физическое развитие (ловкость, подвижность, координация движений); нравственное воспитание (формирование навыков коллективного поведения, усвоение этических норм и правил поведения в обществе); развитие речи (расширение и обогащение словаря, развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функций речи); трудовое воспитание (формирование представлений о труде взрослых, моделирование в игре отдельных видов труда, воспитание положительного отношения к труду).

В работе предусматривается проведение занятий по обучению сюжетно-ролевой и дидактическим играм. Подвижные игры проводятся на прогулке, на занятиях по физическому воспитанию.

Сюжетно-ролевым играм обучает специалист, по 5-6 человек в первую половину дня в игровом уголке, 1 раз в неделю.

Воспитатель руководит этими играми во вторую половину дня, и проводит специальные занятия по обучению дидактическим играм. С детьми старшего дошкольного возраста проводятся занятия по изготовлению атрибутов игры; большое значение приобретает планирование игры, направленное на создание игрового замысла, оценка педагогом и детьми исполнения ролей, их отношений как партнёров по игре. Игра влияет на другие виды деятельности, с ней тесно связана продуктивная деятельность.

Игровые приёмы используются на всех других занятиях.


Библиографический список
  1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.
  2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой.
  3. Игры в детском саду / перевод со славацкого Г.А. Касвин, Е.Г. Роговской.
  4. Люблинская А.А. Детская психология.
  5. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.
  6. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.
  7. Усова А.П. Игра и организация жизни детей.

В данном параграфе мы попытаемся выяснить позицию взрослого по отношению к сюжетно-ролевым играм дошкольников.

Игра используется в педагогическом процессе детского сада, во-первых, как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитать внимание память, сосредоточенность, способность к волевым усилиям; во-вторых, как форма организации жизни и деятельности детей; как средство решения широких воспитательных задач, развитию их инициативы, творческих способностей и самостоятельности.

Свободная сюжетная игра - самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. В игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений - всего того, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом.

Сюжетная игра не требует от ребенка реального ощутимого продукта, в ней все «как будто», понарошку. Все это расширяет его детский мир и обеспечивает эмоциональный комфорт. Но кроме сиюминутного субъективного ощущения «все возможности», эмоционального комфорта, сюжетная игра в силу своей специфики имеет и объективное значение для психического развития дошкольника. Психологами и педагогами установлено, что прежде всего в игре развивается способность к воображению, мышлению . Ребенку достаточно провести черту, чтобы обозначить: «Здесь, за этой линией будет улица, а здесь, где я стою - наш дом».

Открыть дверной замок с помощью воображаемого ключа или палочки, которая его заменяет, ребенку ничего не стоит. «Чик-трак», - говорит он и делает легкое движение рукой. - «Дверь открыта, заходите». «Дзынь…» - изображает другим действием и звуком звонок. - «Я к вам в гости пришел» и т.п.

В реальной жизни все эти простые, на наш взгляд, действия ребенок не всегда может выполнить сам, без посторонней помощи взрослого. А игра не требует от него особых умений, т.к. не связана с получением определенного практического результата. Поэтому в игре ребенок может и полететь на Луну, и стать отважным моряком, и лечить больных, и учить детей, то есть игра, с одной стороны - особым образом обеспечивает ребенку свободу, позволяет реализовать свои желания, интересы, а с другой стороны, помогает приобщиться к широким сферам жизни взрослых, преодолеть их недоступность. И в этом смысле игра расширяет горизонты детской жизни, позволяет активно воспроизводить окружающее, лучше понять и усвоить смысл человеческих отношений, ориентироваться в предметных условиях.

Однако встает вопрос: абсолютно ли свободен и самостоятелен ребенок в игре? Безусловно, нет. Его свобода и самостоятельность ограничены способами деятельности, которыми он владеет, знаниями, которые он имеет. Исследования многих психологов и педагогов показывают, что полноценная игра у ребенка складывается очень медленно, если он стихийно нащупывает и перенимает способы игрового поведения .

Развитие игры происходит гораздо быстрее, если воспитатель специально и целенаправленно формирует ее. Как же воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические средства использовать?

Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди - воспитатели - воздействуют на других людей - воспитанников - с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.

Средствами воспитания могу стать личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательной воздействие на человека как личность может оказывать все что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию поведения.

Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные. Прямые методы включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Косвенное же содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитуемого.

В жизни далеко не все, что хотел бы сказать воспитатель, можно выразить словами. Поэтому прямое воспитательное воздействие расширяет возможности воспитателя. Данное средство, кроме того, является единственно возможным на ранних этапах детского развития, когда ребенок еще не понимает обращенную к нему речь. Оно имеет большое значение детей любого возраста. В педагогике его называют воспитанием на личном примере.

Недостатком данного средства воспитания является персональная и временная ограниченность его применения. Кроме того, воспитатель далеко не всегда может постоянно находиться в личном контакте с воспитуемым.

Косвенное воспитательное воздействие, осуществляемое через игрушки и другие системы кодирования и передачи информации от одного человека к другому, может быть разносторонним и сколько угодно длительным. Его можно сохранять и неоднократно воспроизводить, побуждая человека вновь и вновь обращаться к материальным источникам воспитательных влияний. Но такое воспитание обычно лишено живой жизненной эмоциональной силы, которой обладает человек, оказывая прямое воспитательное воздействие на другого. Кроме того, такое средства воздействия имеет и возрастные ограничения, оно применимо лишь к детям, уже владеющим речью, понимать нравственный смысл сказанного.

Особый взгляд на проблему творческого развития ребенка имеет место в работах Н.Я. Михайленко. Автор не только сформулировала свое отношение к косвенному руководству игрой, но и сформулировала основные способы построения игры, осваивая которые развивается как сам ребенок, так и его игра.

У Н.Я. Михайленко особый взгляд на работу с детьми по развитию творчества. Ею выделены основные принципы организации сюжетно-ролевой игры.

Первый принцип организации сюжетной игры заключается в том, что решая задачи формирования игровых способов деятельности, воспитатель выступает в такого рода играх как руководитель, инициатор и организатор. При этом он, как правило, является непосредственным участником игры.

Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет настоящей игрой, когда ребенок почувствует не моральное превосходство воспитателя, которому надо подчиняться, а лишь «превосходство умеющего интересно играть» партнера.

Второй принцип организации сюжетной игры - воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения. Взрослый как можно раньше должен ориентировать его на сверстника.

Отсюда следует третий принцип организации сюжетной игры: на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому и сверстнику.

Выявленные принципы организации сюжетной игры направлены на формирование у детей игровых способов, умений, которые позволяет им развертывать самостоятельную игру в соответствии с их собственными желаниями и интересами.

По мнению Н.Я. Михайленко роль педагога ограничивается лишь созданием условий для активизации игры. Одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей является обеспечение соответствующим игровым материалом, игрушками. Старшие дошкольники руководствуются внутренним замыслом при игре и могут самостоятельно организовать необходимую им игровую обстановку.

Опираясь на факты, полученные в исследованиях Н.Я. Михайленко, можно говорить о том, что формирование игровых умений происходит в совместной игре воспитателя с детьми, а также в процессе демонстрации взрослым образцов игрового поведения.

Таким образом, Н.Я. Михайленко, наряду с организацией непосредственного «формирования» игровой деятельности считает, что у дошкольника в целях развития творчества необходимо развивать позицию субъекта деятельности.

Для творческого воспроизведения детьми действительности необходим системный подход к формированию игры, комплексное руководство ею. В настоящее время в практике работы детского учреждения успешно применяется методика комплексного руководства игрой. Она впервые был предложена Е.В. Зворыгиной, которая разработала специфику ее использования на этапе сюжетно-отобразительной игры малышей.

Применение методики комплексного руководства на этапе сюжетно-ролевой игры изучалась Н.Ф. Комаровой.

Метод комплексного руководства игрой эффективен при наличии и взаимосвязи следующих педагогических условий:

Планомерное обогащение жизненного опыта детей.

Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта.

Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.

Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, которые способствовали бы вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

Для старших дошкольников при правильном руководстве их игровой деятельностью типично стремление узнать как можно больше о том, во что они играют. Очень важно не пропустить возникших у детей вопросов - они не всегда обращены к взрослыми, но воспитатель должен чувствовать познавательный настрой играющих. Наблюдая за играми детей, воспитатель должен уметь подметить, о чем можно поговорить с детьми, что более всего интересует их в данный момент.

К сожалению, дети сталкиваются не только с хорошими людьми, с благородными поступками, да и средства массовой информации (телевидение, кино, радио) не всегда положительно влияют на развитие ребенка. Порой ребята затевают игры, в которых изображают, например, пьяных, ссоры между соседями, войны. Нельзя допустить этого. Необходимо отвлечь детей от такой игры, создать интерес к другой теме, а главное, вызвать у них отрицательное отношение к дурному, чтобы им сами не хотелось изображать это в игре.

Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве развивается игровое творчество.

Для того, чтобы успешно руководить и управлять игрой, воспитатель должен, прежде всего, создать доброжелательную атмосферу в группе детского сада. Для этого нужно отказаться от функции строгих наставников во время игры, так как обстановка раскрепощенности и непринужденности является надежным залогом продуктивности мышления. Для этого педагог должен, прежде всего, сам чувствовать себя свободным и раскрепощенным. В группе должна быть создана благоприятная обстановка для игровых занятий, уровень шума должен контролироваться, нежелательные и отвлекающие действия ограничиваться, а сопутствующие материалы должны содержаться таким образом, чтобы они не мешали игре и в то же время были доступны детям. Очень важно, чтобы воспитатель чувствовал себя уверенно и спокойно во время игры детей, а также ощущал подконтрольность ситуации.

Уверенность в своих силах позволяет педагогу вести наблюдения за ходом игры, с пользой взаимодействовать с детьми и подавать пример творческого подхода.

Проблема педагогического общения занимает одно из центральных мест в психолого-педагогической науке . Это связано с осознанием исключительной роли процесса педагогического общения в воспитании подрастающего поколения. В ряде случае ни семья, ни пребывание ребенка в общества сверстников не могут обеспечить целиком нравственную сторону формирования его личности. Парила поведения и личностные качества детей в многом определяются характером педагогического общения воспитателя детского сада с дошкольниками.

А.Н. Леонтьев не случайно воспитателя детского сада включает в «малый, интимный круг» общения ребенка-дошкольника. «Известно, как своеобразны отношения детей этого возраста к воспитательнице, - пишет он, - как необходимо для ребенка ее внимание к нему и как часто он прибегает к ее посредству в своих отношениях со сверстниками».

Таким образом, анализируя работы известных педагогов и психологов о взаимоотношениях детей со взрослыми, мы пришли к выводу, что эта проблема тесно связана с развитием творческой личности ребенка.

Психология отношений, изучая личность ребенка, выходит на проблему творчества (В.В. Давыдов, М.И. Лисина и др.). И развитие это, в наибольшей степени, определяется характером его взаимодействия с окружающими его людьми. Основой такого взаимодействия является общение.

Общение, по нашему представлению, - специфический вид непосредственного взаимодействия.

Оно, в отличие от предметного взаимодействия, осуществляется с помощью разнообразных коммуникативных средств: речевых, мимических и пантомимических, общение не тождественно взаимоотношениям, ядром которых являются избирательные, направленные чувства. В общении, как правило, взаимоотношения актуализируются и формируются.

Под педагогическим общением мы понимаем коммуникативное воздействие воспитателя на детей с целью воспитания и обучения, направленное на установление межличностных отношений как педагога с детьми, так и детей друг с другом и на регуляцию психологического микроклимата. Оно может быть слито с другими видами педагогического воздействия некоммуникативного характера, а может выступать и как самостоятельный процесс.

От установления правильных отношений педагога с воспитанниками, от особенностей его общения с ними во многом зависит эффективность педагогического воздействия на детей. К.Левин выделяет несколько стилей руководства, стилей общения педагога с детьми - это авторитарный, демократический либеральный стили.

Общение педагога с дошкольниками во многом определяется его ценностными ориентациями в сфере воспитания. По-видимому, в зависимости от того, что он считает главным в воспитании детей, на что направляет педагогические умения, какие качества личности в первую очередь хочет видеть в детях, и строится его общение с ними.

Общение взрослого с ребенком нацелено на формирование характерных для каждого возрастного периода способов решения игровых задач.

Отличительной чертой сюжетно-ролевой игры является наличие взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками.

Совместные игры требуют умения ставить и принимать игровые задачи, поставленные сверстниками, договариваться друг с другом о способах и средствах решения игровых задач, понятно излагать свои мысли, тактично отказываться, если игровая задача не интересна ребенку. Игровое общение становится содержательным, если ребята хорошо владеют ролевым поведением (наделяют персонажей характерными действиями, интонацией, речью) и способны свободно применять все средства игрового замещения: действия с игрушками, с разнообразными предметами-заместителями, с воображаемыми предметами; пользоваться выразительным жестом и словом.

Особое значение в старшем дошкольном возрасте приобретает согласование замыслов, помогающее выстраивать общую сюжетную линию в коллективных играх. Это, в свою очередь, связано с умением образно мыслить, комбинировать впечатления, полученные из разных источников, фантазировать.

В процессе развертывания сюжета дошкольники могут усваивать различные типы взаимоотношений и некоторые формы поведения. Усвоение норм и правил поведения с помощью игровых ролей не происходит стихийно, так как ребенку трудно самостоятельно выделить нравственную сущность человеческой деятельности. В этом случае требуется помощь взрослого.

Разный уровень воспитанности, жизненного и игрового опыта делает иногда трудным выбор темы игры, согласование ролей и т.п. На этом фоне могут возникнуть конфликты при сговоре о совместной игре или в процессе реализации ее сюжета. В этом случае воспитатель сталкивается с реальными взаимоотношениями, негативные проявления которых он снимает путем организации здоровой в нравственном плане жизни детского коллектива.

Роль взрослого в самостоятельных играх старших дошкольников специфична. С одной стороны, он внимательно и тактично наблюдает за играющими, бережно относится к замыслам детей. С другой стороны, он аккуратно направляет замысел и действия детей, используя в основном косвенные приемы руководства (совет, подсказка, вопрос и др.) Создавая проблемные ситуации, воспитатель гибко влияет на замысел способов отображения действительности. При этом, выступая как равноправный партнер, он может включаться в игру для связи отдельных игровых моментов, или подавать со стороны реплики-советы по содержанию игры для коррекции ролевых отношений.

Большое влияние на творческое поведение детей оказывает поведение взрослых, которые являются примером во всем для детей. Педагог должен быть уважаем детьми, предохранять их от стрессового состояния. В силу этого необходимо воздержаться от оценок в ходе творческих начинаний детей. Недопустим критический настрой по отношению к деятельности детей. Важно поощрять детей за высказывание оригинальных замыслов. Руководствуясь тем, что подкрепление увеличивает вероятность их появления.

Еще одним важным аспектом стимулирующей творческой деятельности педагога является то, что она как бы дает толчок застенчивым детям принять участие в той или иной активности. Такие дети очень часто нуждаются в примере. Задав тон какой-нибудь активности, и видя, что дети, даже самые робкие, принимают в ней участие, воспитатель может незаметно выйти из игры, предоставить тем самым детям полную самостоятельность.

Из всего выше сказанного мы пришли к следующему выводу, что при условии целенаправленного формирования игровых способов деятельности и педагогического управления самостоятельной сюжетно-ролевой игрой она приобретает статус ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Игра становится формой организации детской жизни, она обеспечивает возникновение и функционирование «детского общества», которое является мощным фактором, определяющим развитие общественных качеств личности, факторов социализации детей на ступени дошкольного детства. Игровые формы обучения социальным и практическим навыкам вызывают у детей желание экспериментировать и заниматься игровой деятельностью ради самого процесса, который доставляет им удовольствие.

При благоприятных условиях, созданных во время игры, дети могут развивать гибкость и способность разрабатывать и уточнять свои замыслы.

Следовательно, игра, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, в данном параграфе представлен анализ различных точек зрения на проблему влияния взрослого на сюжетно-ролевую игру. Для нас важно то, что, с одной стороны, ребенку, во-первых, должна быть предоставлена самостоятельность и свобода. А с другой стороны, необходимо педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой в целях ее дальнейшего развития, а значит и развития в ней творчества. Исследователи доказывают необходимость косвенного руководства ею, недопустимость прямого вмешательства в игру старших дошкольников. Прямое вмешательство разрушает созданное детьми игровое пространство.

Наша же задача - сохранить его, не позволить ему разрушиться. Среди наиболее важных условий развития игры исследователи выделяют осуществление такого руководства игрой, которое способствовало бы развитию творчества ребенка, проявлению им инициативы, через особый стиль общения взрослого с ребенком, педагог должен создать эмоционально-благоприятные условия для развития творчества.

Описание работы

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе.

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблем влияния сюжетно- ролевых игр на
Эмоционально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Эмпирическое изучение влияния сюжетно – ролевых игр на эмоционально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста
2.1. Организация исследования влияния сюжетно – ролевых игр на эмоционально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста
2.2.Выводы и результаты исследования
2.3.Психологические рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Начало Курсовая работа

Влияние сюжетно-ролевых игр на эмоционально- личностное развитие детей старшего дошкольного возраста

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблем влияния сюжетно- ролевых игр на эмоционально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста

    1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста
    2. Эмоционально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста
    3. Роль игры в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Эмпирическое изучение влияния сюжетно – ролевых игр на эмоционально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста

2.1. Организация исследования влияния сюжетно – ролевых игр на эмоционально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста

2.2.Выводы и результаты исследования

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.

Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе. Исходя из вышеизложенного и анализа научной литературы и практики, были сформулированы объект, предмет исследования, цель, обозначены задачи работы. (4, стр. 43)

Объект исследования – сюжетно-ролевая игра.

Предмет исследования – исследование влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, изучение нравственного воспитания и культуры поведения детей данного возраста.

Цель исследования – влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях.

По влиянию из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. oхарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;

2. изучение теоретической и практической базы опыта работы;

3. опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно- ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: анализ психолого-педагогической литературы позволил мне предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога.

Методы исследования:

Методы исследования коммуникативной и эмоциональной сферы старших дошкольников;

Индивидуальная беседа;

Наблюдение.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблем влияния сюжетно- ролевых игр на эмоционально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению Г.К. Селевко – игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В психологии понятие «игра» выступает как ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности. В настоящее время перед дошкольными специалистами стоит задача дальнейшего изучения игры как формы организации жизни и деятельности детей.. В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения:

Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных общественных качеств ребенка являются первоочередными;

Игра должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства;

Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции, как:

Развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

Коммуникативную: освоение диалектики общения;

Самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

Функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Таким образом, игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность..

1.2 Характеристика основных видов игр и их классификация

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:

Игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;

Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят:

1.Творческие сюжетно-ролевые игры. Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т.д.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющей жизненный смысл. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих самостоятельно. Совместные игры возможны при участии взрослого.(10, стр.14)

Игры драматизации. Им присущи основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации. Игры строятся на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев и их речь определяются текстом произведения. Игра драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатства родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Начало работы над игрой-драматизацией состоит в подборе художественного произведения. Важно, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания. Воспитатель принимает участие в сговоре и подготовке игры. На основе содержания произведения с детьми составляется сюжет игры, распределяются роли, отбирается речевой материал. Воспитатель использует вопросы, советы, повторное чтение произведения, беседы с детьми о проведенной игре и таким образом помогает добиться наибольшей выразительности в изображении героев.

Строительно-конструктивные игры – разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем мире. В строительно-конструктивных играх происходит замещение одних предметов другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала (песка, снега). Все это дает основание считать такую деятельность одним из видов творческой игры. Многие строительно-конструктивные игры протекают в форме ролевой игры. Дети принимают на себя роль строительных рабочих, которые возводят постройку, строительный материал им подвозят шоферы, в перерыв рабочие обедают в столовой, после работы идут в театр и т.д. В процессе игры формируется и развивается ориентировка ребенка в пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета, пространственные отношения.. Таким образом, в строительно-конструктивной игре происходит многогранное развитие умственной деятельности детей.

Две игры с готовым содержанием и правилами предназначены для формирования и развития определенных качеств личности ребенка. В дошкольной педагогике принято делить игры с готовым содержанием и правилами на дидактические, подвижные и музыкальные.

2. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.