Фетровая коллекция для сюжетных игр. Использование игровых макетов в режиссерских играх дошкольников Выводы к III-ей главе

Анна Кулясова

Наряду с традиционными методиками для всестороннего развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии . Одним из перспективных способов развития личности ребенка является макетирование . Его применение открывает ряд дополнительных возможностей для развития игровой деятельности детей.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни . Это и радость, и познание, и творчество. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, новые отношения, умение и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить.

Макет «Сказочная полянка»

Большое место в жизни дошкольников занимает режиссерская игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создает воображаемую ситуацию, придумывает события с персонажами, отождествляя себя с ними, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме. Она требует высокого уровня развития воображения (по собственному замыслу ребенка).

Макет «Наш детский сад»

Что же нужно детям для развития воображения в режиссерской игре?

Первое - наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. В современных детских садах, да и в семьях это далеко не везде предусмотрено. Существующий в некоторых домах игровой уголок тоже не всегда удовлетворяет ребенка. Сейчас одна из любимых игр детей - строить себе домики под столом или под стулом, или внутри пространства, огороженного подушками от дивана. Детям там хорошо, это необходимость для их психического развития.

Второе необходимое условие – наличие у ребенка мелкого игрового материала. В продаже имеются наборы мелких игрушек, объединенных одной темой («Зоопарк», «Домашние животные», «Армия» и др.).

Необходимое условие для режиссерских игр - подбор игрового материла . Игрушка должна слушаться малыша, подчиняться его логике, подыгрывать ему. Тогда ребенок сможет перенести на нее функции любого предмета, использовать ее, как захочет, сможет воображать.

Ещё одним эффективным условием для развития режиссерских игр можно назвать создание макетов.


Макет «Дорога»

Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей. Моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.

Самодельная предметная среда является развивающей. Ребенок активно использует и творчески преобразует имеющиеся у него навыки, ищет и на практике пробует новые способы действий. Еще одна важная развивающая особенность самодельной макетной среды состоит в том, что каждый ребенок может выбрать наиболее привлекательную именно для него деятельность.


Макет «На озере»

Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников , эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Поэтому мы активно подключили родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.

Если макет создается детьми совместно с взрослыми, если они принимают участие в процессе его создания, именно им принадлежат задумки по содержательному наполнению этого игрового пространства, тогда мы можем говорить о развивающем эффекте данной игровой среды.


Макет «Подводный мир»

Развивая воображение своего малыша в режиссерских играх, помните, что в каждом ребенке живет волшебник, этот волшебник уникален. Ваш ребенок умеет видеть то, что не видно остальным, слышать непонятные, волшебные звуки, красить весь мир в свой любимый цвет и многое другое. Но все же ему нужно помочь. Надо дать ему возможность действовать самостоятельно, проявить индивидуальность, надо много общаться с ним. В этом вам поможет игра. Она сумеет сделать малыша послушным,научит его долго и сосредоточенно заниматься одним делом, превратит ваше обыденное общение с ним в увлекательное занятие. Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, помогают воспитать настоящую творческую личность.

Публикации по теме:

«Автоматизация поставленных звуков в играх и игровых упражнениях в ДОУ и семье» «Автоматизация поставленных звуков в играх и игровых упражнениях в ДОУ и семье» Учитель-логопед высшей категории МБДОУ детский сад №7 Гончарова.

Использование мягких игровых модулей Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении. Слайд 2 Мягкие модули изготовлены из поролона, обтянуты искусственной.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает реализацию различных видов детской деятельности.

Использование игровых приемов и игровых пособий при обучении математике детей младшего дошкольного возраста Круглый стол для родителей: "Использование игровых приемов и игровых пособий при обучении детей младшего дошкольного возраста элементарным.

Использование игровых технологий в НОД Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря.

«Использование конструктора LEGO в музыкально-дидактических играх» Проблема: Практика внедрения в детском саду конструктора ЛЕГО показывает,.

Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания
индивидуальных форм, а также присущего им интимного характера. Поэтому
важнейшее условие для развития режиссерских игр - создание детям
индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры.
Обычно
ребенок ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей,
взрослых). Дома дети любят играть под столом, особенно, если удается накинуть на
него одеяло, поставить вокруг стулья или кресла. В дошкольном учреждении дети
пытаются уединиться для игры в спальне, раздевальной комнате, а на участке - за
кустами, верандой и т. д. К сожалению, типовые проекты зданий не учитывают
потребность ребенка в индивидуальной игре. Но во многих дошкольных
учреждениях (в нашей стране и за рубежом) предпринимаются попытки
организации соответствующих условий для развития игры: единое пространство
групповой комнаты «разбивают» специальной расстановкой мебели; вносят легкие
ширмы, экраны, которые дети ставят по своему желанию. Внедряются и некоторые
архитектурные новации: в групповой комнате встраиваются одно-, двух- и
трехэтажные возвышения, соединенные галереей, лестницами с перилами, уютные

Ниши, подиумы и т. п. Используется крупное игровое оборудование (домики,

загородки, террасы, вагончики), что дает ребенку возможность уединиться, но не
чувствовать себя полностью изолированным от сверстников.

у читывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр,
педагог прибегает к опосредованному руководству деятельностью ребенка.
Умелым подбором игрового материала, внесением новой игрушки, которая отвечает
интересам малыша, стимулируется возникновение игры. Так, услышав, что Саша с
увлечением рассказывает о том, как он ходил вчера в зоопарк, педагог предлагает
ему набор мелких животных с вопросом: «Каких животных ты видел? Расскажи и
покажи». Возникает игра в зоопарк, требуется сделать клетки для животных, в ход
идет строительный материал, затем используются фигурки людей (посетители,
служащие).



Внимательный педагог воспользуется обсуждением детьми мультфильма,
прочитанной книги таким образом, чтобы натолкнуть их на отражение впечатлений
и знаний в режиссерской игре. Иногда уместно предложить ребенку: «Покажи,
пожалуйста, что там случилось с Винни-Пухом В гостях У Кролика». Можно
рассмотреть с ребенком иллюстрации в книге, попросить рассказать, а затем
показать, что делают персонажи. Такие педагогические приемы способствуют
появлению у ребенка желания обыграть ситуацию с помощью игрушек, предметов.

Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесообразно вовлекать их в
сотворчество
с педагогом.
Приглашение к сотворчеству может выглядеть по-
разному: «Давай сочиним вместе сказку о петушке»; «Придумаем с тобой вместе,
как будем праздновать день рождения куклы Маши»; «Я начну сказку, а ты ее
закончишь»; «Я расскажу историю, а ты ее покажешь» и т. п.

Подбор игрового материла для режиссерских игр - необходимое условие для
их развития.
Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту,
оперативное внесение новых игрушек в зависимости от впечатлений ребенка - все
это входит в круг педагогического руководства режиссерской игрой детей
младшего и отчасти среднего дошкольного возраста. Новую по содержанию
игрушку педагог сначала обыгрывает сам, чтобы показать возможность ее
включения в знакомый сюжет. Например, игрушку Айболита воспитатель
предлагает после чтения сказки К. Чуковского и показывает действия, связанные с
образом доктора:

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают использовать мелкие
игрушки, хорошо вписывающиеся в игровое поле, которое становится более
детализированным, содержательным. На данном этапе формируется обобщенное
представление о многих явлениях, предметах окружающего мира. Поэтому дети
охотно используют игрушки-заместители, многофункциональные игрушки. В
качестве такого многофункционального материала для режиссерских игр Е. М.
Гаспарова предлагает кубики разных размеров со схематичным оформлением
(человеческие лица с признаками веселого, грустного настроения). Е.Е. Кравцова
трансформировала содержание этих кубиков: они заменяют детям разные виды

транспортных средств, предметы мебели, животных, телефон и др. С целью
развития творчества Е.Е.Кравцова советует давать дошкольникам 6-7 лет «пустые
кубики». Тогда у ребенка появляется возможность оформлять их соответственно с
развитием сюжета режиссерской игры.

Подобные кубики, как и другие предметы для режиссерской игры, дошкольники
могут мастерить сами (по предложению педагога, с его участием, привлекая к этой
работе своих родителей и т.д.). Воспитатель продумывает хранение игрового
материала. Важно, чтобы дети могли самостоятельно подбирать все необходимое
(фигурки людей, животных, домики, уличное оборудование и др.), а по окончании
игры - убирать на место.

Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес
играющего ребенка.
Лучше прибегать к постановке проблемного задания
(<<Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?»), наводящего вопроса
(<<Не пора ли кукле Маше ложиться спать?»). Однако следует помнить, что и такое
вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим
особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.

Гаспарова Е.М.

«Именно в игре проявляются разные стороны
личности ребенка, удовлетворяются многие
интеллектуальные и эмоциональные
потребности, складывается характер.
Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку?
Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!»

Б.П.Никитин

Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, а малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметно – развивающей среды в групповом помещении. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.(4)

Поэтому среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружат ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществляется только при условии, что у него есть необходимые для этого соответствующие объекты и средства, сформированы способы действия.
Правильно организованная предметно – развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.
В создании комфортной для детей среды помогают различные пособия, которые можно сделать самостоятельно, своими руками.
Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, образно-эмоционально, познавая разнообразные жизненные явления через игру. Они не выносят разнообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают веселых, неунывающих героев. И я считаю, вот такой «Чудо – теремок»» как нельзя лучше подходит для игр и занятий в детском саду или в семейном кругу.

Многофункциональная игрушка «Чудо-теремок» используется как в свободной деятельности детей, так и в заданиях, направленных на сенсорное развитие.

Анализаторная система интенсивно развивается в дошкольном возрасте. Особенно с 2 до 5 лет. Необходимо обеспечивать деятельность детей, совершенствующую их анализаторы. Эта разноцветная игрушка помогает детям закрепить представление о цвете и величине. Для этого детей обучают таким практическим действиям, как прикладывание предметов друг к другу, выбирают, группируют предметы по цветовому признаку. После освоения практических действий у детей формируются эталоны – образцы основных цветов, с которыми он сопоставляет окружающие предметы. В игре с такой игрушкой у ребенка формируются образы предметов с характерными для них цветовыми свойствами.
На основе практических действий по различению цвета и системы эталонов и цветовых образов предметов ребенок учится определять цвет предмета «в уме», т.е. мысленно, уже не прибегая к практическим действиям, эти же действия он начинает выполнять в умственном плане, тогда происходит мгновенное различение цвета. (1)
Пособие развивает движения пальцев рук, т.е. мелкую моторику (пристегивание, шнуровка, прикрепление «липучек», «молния» для застегивания). Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого дошкольника. (Это убедительно доказано как специальным и научными исследованиями, так и многолетней практикой работы педагогов, логопедов, дефектологов). Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому развитие, усовершенствование движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, «тормозит» такое развитие.

К сожалению, в наш « машинный век» мы стали, как-то больше надеяться на машины, чем на собственные руки, в связи, с чем многие родители не стараются развивать у своих детей тонкую ручную моторику и вообще приручать их к «ручной работе».
«Я еще раз хочу повториться, – пишет в своей книге Парамонова Л.Г., – что все начинается с детства. В приобретении любого навыка маленькому ребенку важнее всего дать в нужный момент лишь самый первый толчок, дальше он уже прокладывает собственные пути и нередко, потом далеко превосходит умения своих родителей».(3)
Умелыми пальцы становятся не сразу, предлагаемое мной пособие способствует развитию мелкой моторики у малышей.

Так же «Теремок» может использоваться в театрализованной деятельности: в постановках театра мягкой игрушки. Театральная постановка позволяет углубить и укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе, также дарит каждому ребенку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус, воображение и фантазию. Особое место в художественных постановках уделяется пьесам, основанным на стихотворных текстах. Влияние поэтического слова на личность общеизвестно. Благодаря простоте и музыкальности звучания слов малыши, слушая сказку или играя роль, легко их запоминают, приобретают вкус к образным выражениям. К тому же, неоднократно повторяя слова персонажей сказки, ребенок тренируется в развитии голосового аппарата. Таким образом, используя в театральной постановке «Чудо – теремок», воспитатель, окружает детей разнообразным миром слов, музыки, движений и чувств, решая при этом сразу несколько задач.
А забавные игрушки-зверюшки, персонажи русской народной сказки «Теремок», обогащают эмоциональную сферу малышей.

К преимуществам данного пособия относится возможность поместить его в любом месте группового помещения (на столе, на ковре, на полочке).
«Теремок» похож на сказочный грибок, к подошве ножки которого пришиты лепестки семи цветов радуги. На каждом лепестке пуговица в форме ромашки, на них пристегиваются разные фигурки из яркой ткани. Сама «ножка» из поролона, обшитая цветной тканью, к которой прикреплены шесть кармашков – это комнатки для персонажей сказки. Три карманчика расположены на 1 этаже «Теремка». К ним при пришиты «двери»: одни со шнуровкой, другие с «липучкой»,третьи пристегиваются. Другие три карманчика расположены на 2 этаже «Теремка». К ним пришиты «ставни»: одни с «липучкой», другие пристегиваются. А у третьего – шторочка. Между кармашками пришиты пуговицы разной формы (бабочки, грибочки, цветочки, ягодки) для пристегивания. Также на «ножке» есть «молния» – для застегивания.

Крыша «Теремка» похожа на шляпку гриба. Она полая, в нее можно поселить персонажа сказки. Шляпка разделена на 4 цветных сектора, в одном из которых вырезано круглое окно и пришита плотная пленка (стекло). Дверь этой комнаты – «молния». Все жители «Чудо-теремка» лесные зверюшки: мышка, лягушка, ежик, заяц, лиса, волк, медведь. Одни из них сшиты из мягкой ткани, другие связанные крючком. В туловище каждой игрушки находится бисер (пальчиковый массаж).

Играя с ребенком в «Чудо-теремок» и его жителями лесными зверюшками, вы заметите изменение в его настроении, поведении, самочувствии (улыбка на лице, доброжелательность в общении) нужно не забывать хвалить и поощрять ребенка; если вы хотите, чтобы он не потерял интерес к данной игре. Эту многофункциональную игрушку я рекомендую использовать в своей работе не только воспитателям, но и логопедам, психологам и социальным педагогам.
Как видите, «Чудо-теремок» имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Его можно использовать на любых видах занятий, развлечений, в игровой и самостоятельной театрализованной деятельности детей. Это пособие является одним из вариантов организации предметно-развивающей среды в детском саду.

С помощью многофункциональной игрушки и забавных игрушек мною было разработано и адаптировано комплексное игровое занятие «Вот так чудо – теремок, он не низок, не высок!» для детей в возрасте от 2 до 4 лет. Это занятие в интересной, игровой форме решает многие задачи, поставленные перед детьми.

Список литературы.

1. Башаева Т.В. «Развитие восприятия. Дети 3–7 лет» Ярославль: Академия развития, 2001, 176 с.
2. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду» пособие для работников дошкольных учреждений». М: ТЦ «Сфера», 2001, 128.с.
3. Парамонова Л.Г. «Как подготовить ребенка к школе» СПб.: ООО «АСТ», 1997 г.
4. Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений» (Из опыта работы) М., Линка-Пресс, 2003, 192 с.
5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой» Конспекты занятий.– М.:ТЦ Сфера, 2002, 224 с.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Теоретические и педагогические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

НА ТЕМУ: «Режиссерские игры детей дошкольного возраста»

Цель-

  • Изучить: Сущность и особенности режиссерской игры, выявить связь режиссерской и сюжетно-ролевой игры, распознать условия развития режиссерской игры.

Задачи-

  • Развитие представлений студентов о режиссерской игре дошкольников
  • Воспитывать у студентов желание активно работать на уроке
  • Формировать умение анализировать материал, отвечать на поставленные вопросы
  • Вызывать интерес к изучаемому материалу

Материал-

  • Конспект лекции
  • Литература по теме (книги)
  • Набор предметов-заместителей для игры
  • презентация

План:

  1. Рекомендуемая литература;
  2. Педагогические условия развития режиссерской игры.
  3. Домашнее задание:
  1. Понаблюдайте и запишите режиссерскую игру ребенка-дошкольника.
  2. Проанализируйте записанную игру: определите ее содержание, способы осуществления с точки зрения их соответствия возрастным особенностям ребенка.
  3. Оцените игровой материал для режиссерской игры, который имеется в группе, где вы проходите практику.
  4. Составьте рекомендации для родителей о создании дома условий для режиссерских игр ребенка.
  5. Смастерите с детьми многофункциональные игрушки для режиссерских игр.
  6. Создайте свой сценарий режиссерской игры ребенка – дошкольника (любой возрастной группы).

Задание (на уроке):

  1. Придумайте, во что бы мог «превратиться» этот предмет у ребенка – дошкольника в режиссерской игре?(любой из представленных).
  2. Придумайте небольшой сценарий с его участием (можно предлагать любые комбинации).
  1. Литература:
  • Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М.: Просвещение: Учебная литература,1996
  • Гаспарова Е.М. Режиссерские игры // Игры дошкольника. – М., 1989
  • Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. средних пед. учеб. заведений. –М. : Издательский центр «Академия», 2001
  1. Определение, сущность и особенности режиссерской игры. Связь режиссерской и сюжетно-ролевой игры.

Итак, давайте запишем определение:

Режиссерская игра – это творческий вид игры, в которой дошкольник идет от своего замысла, подчиняя ему и предметы, и действия с ними, и саму предметную ситуацию.

Исследователи данной проблемы:

  • Кравцова Е. Е.
  • Гаспарова Е.М.
  • Новоселова С.Л.

Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Обычно режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от своего прочтения и осмысления. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему (праздник, литературное произведение…), малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя.

В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка, а так же знания, почерпнутые им из рассказов других людей, книг, мультфильмов, кино… Малыш комбинирует их и рождается что-то свое, неповторимое, индивидуальное.

Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий.

Центральным моментом этой игры является событийная ситуация.

Отдельные эпизоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполняет, действуя за персонажи, говоря за каждого, или объясняя все, что происходит.

Главный компонент в режиссерской игре – речь. Ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонации, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний (сценка «Семья» - голоса персонажей).

Помимо описательных высказываний используются и оценочные (сценка «День рождения Маши» - все гости хорошие, а волчонок – жадный, не отдал подарок).

В этой игре часто используется много персонажей (машинки в гонках, зрители в зале, ученики в классе), но «активно действующих, т.е. тех, которых ребенок представляет, «связывает» отношениями, обычно бывает не более трех - четырех. Их количество возрастает в совместной режиссерской игре, возникающей у детей в среднем и преимущественно в старшем дошкольном возрасте. В такой игре каждый из участников действует за одного-двух персонажей.

Ролевые отношения представлены слабо, а в начальных формах игры они вообще отсутствуют («оживающий» грустный кубик…).

Задание: Выгодский Л.С. писал, что воображение - это игра без действия и, наоборот, воображение в действии и есть игра. Наблюдая за играми режиссерской и сюжетно-ролевой игрой, как можно понять, развито ли воображение у ребенка-дошкольника? (ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников, а так же используя предметы-заместители).

Итак, отметим у себя:

Особенности режиссерской игры:

  1. Партнеры – неодушевленные предметы, они не имеют своих желаний и замыслов (такое игровое общение для ребенка легче, чем взаимоотношения со сверстниками. Режиссерская игра готовит ребенка к такому общению. А, следовательно, в каком возрасте возникает режиссерская игра? (в раннем и младшем дошкольном возрасте).
  2. Эта игра практически всегда индивидуальна;
  3. Ребенок очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается;
  4. Играть в нее ребенок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться;
  5. В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка (чем старше ребенок – тем разнообразнее сюжет игры – (как вы считаете, в каком возрасте у детей в сюжетах их игр преобладают события личной жизни?) у детей 4-5 лет меняется содержание игр за счет разнообразия, в них находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, а события личной жизни используются реже);
  6. У детей 6-7 лет преобладает собственное литературное творчество (дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией знакомые сказки, мультфильмы. Е.М. Гаспарова отмечает, что развитие сюжета происходит на основе ассоциаций, связанных со знакомыми предметами, впечатлениями, литературными произведениями).
  7. В среднем и старшем дошкольном возрасте возникают совместные режиссерские игры (2-3 чел.). вместе придумывают сюжет, подбирают или мастерят игрушки.
  8. Сюжет режиссерской игры – цепочка действий;
  9. Главный компонент – речь.
  10. В этой игре часто используется много персонажей, но активно используемых, за которых ребенок говорит, не более трех - четырех.
  11. Дети учатся планировать по замыслу игру, видеть картину игры.(как говорил Ушинский К.Д., ребенок учится распоряжаться своими силами).
  12. Малыши приобретают умения посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций, т.е. глазами разных персонажей, что важно для развития сюжетно-ролевой игры. Овладев режиссерской игрой, ребенок сможет взаимодействовать с реальным партнером в сюжетно – ролевой игре.

ВЫВОД: режиссерские игры создают предпосылки для возникновения сюжетно – ролевой игры, но и с появлением этой игры режиссерские не исчезают. Взаимообогащаясь, дополняя друг друга, оба вида игр присутствуют в жизни ребенка и за рубежом дошкольного возраста.

  1. Педагогические условия развития режиссерской игры:
  1. Наличие у ребенка индивидуального пространства для игры (ребенок прячется под стол, стул; «домик» в подвижной игре («Колдуны»), комната в «Дочки-матери» - ребенку необходимы четкие границы своих владений)

просто необходимы –

  • различные ширмы (готовые и сделанные своими руками) – в виде занавеса, книжки-раскладушки, гибкие…
  • коробки из-под обуви
  • подвижный фланелеграф (Урадовских Г.В.) – к палке прикрепляют полотно из сшитых между собой нескольких кусков ткани и при помощи лоскутов различной формы и цвета, ниточек, отмотав нужный фон, ребенок придумывает сюжет и начинает действовать…
  • неоконченные макеты.
  1. наличие мелкого игрового и неигрового материала, главной особенностью которых является их многофункциональность.

можно использовать –

  • машинки, куколки, зверюшки, кораблики, деревья…
  • набор кубиков Гаспаровой Е.М. (простые кубики и кубики с личиками – устанавливая между ними различные связи и отношения, ребенок создает сюжет).
  1. осуществление опосредованного руководства (взрослый просит пояснить те или иные действия, помогая найти интересное занятие, что служит толчком к режиссерской игре). Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания («Подумай, как твой Незнайка может оказаться на Луне?») , наводящего вопроса («Не пора ли Мишутке ложиться спать?»). (однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, что бы не разрушить ее).
  2. Целесообразно вовлекать детей в сотворчество с педагогом, чтобы они «видели» игру до ее начала («Давай сочиним сказку», «Я начну сказку, а ты ее продолжишь…», «Я расскажу историю, а ты ее покажешь»…).

ВЫВОД:

Режиссерская игра – неотъемлемая часть жизни ребенка – дошкольника, «хрупкое творение» малыша, которое при неправильной позиции взрослого может в мгновение исчезнуть, оставив у него в душе разочарование.

Поэтому педагогу так необходимо тщательно продумывать и учитывать все условия для развития этого вида игр.