Статья на тему дидактическая игра. Роль дидактических игр в детском саду. Нужна помощь по изучению какой-либы темы
Ольга Белякова
Роль дидактических игр в детском саду.
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”
В. А. Сухомлинский
Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности детей. Она пронизывает всю их жизнь, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребёнка.
Новообразования современной жизни ставят нас, педагогов, перед поиском новых методов и приёмов работы с детьми. Использование в педагогическом процессе детского сада дидактических игр повышают эффективность воспитания и обучения. Наблюдая за игрой детей, ярко проявляются черты характера каждого ребёнка, как положительные – настойчивость, целеустремленность, так и отрицательные – эгоизм, упрямство.
В процессе использования дидактических игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре. С помощью дидактического метода обучения мы приучаем детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр :
а) с игрушками и предметами;
б) настолько-печатные;
в) словесные.
В каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры .
Характерной особенностью дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях , они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу .
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов : дидактическую задачу , содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача .
Дидактические задачи разнообразны . Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни, развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях : катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка , покупателя, продавца, отгадчика и т. д.
Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность , вызывает у детей чувство удовлетворения.
В нашей группе созданы все условия для развития интеллекта детей. Созданы все условия для развития логического мышления; развития и совершенствование мыслительных операций : анализ, синтез, обобщение, сравнение. Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.
В связи с этим в группе создан математический уголок, уголок развития речи, природы, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности.
В математическом уголке представлены различные дидактические игры , занимательный материал : ребусы, лабиринты, головоломки; модели дней недели, частей суток.
Все математические дидактические игры я для себя разделила на несколько групп :
Игры с цифрами и числами «Мы считаем» , «Посчитай-ка»
Игры путешествие во времени
Игры на ориентировки в пространстве («Веселые клеточки» )
Игры с геометрическими фигурами «Цвет, форма, размер» , «Цветная геометрия» , «Логические таблицы»
Игры на логическое мышление («Пифагор» , «Колумбово яйцо» , «Танграм» , «Сложи квадрат» , «Логические цепочки» , «Что не подходит» , «Монгольская игра» , Вьетнамская игра»).
Я хотела бы порекомендовать книгу Е. А. Нефедовой и О. В. Узоровой «Готовимся к школе» . Как известно, современный первоклассник приходит в школу вовсе не для того, чтобы научиться писать, читать и считать. Все это он должен уметь задолго до поступления в общеобразовательное учебное заведение. В пособии содержится богатый материал по развитию речи, интеллектуального и творческого мышления, памяти, внимания, мелкой моторики. Это и многое другое : классифицировать предметы, мыслить абстрактно, находить закономерности, иметь элементарные естественнонаучные представления.
В этой книге содержатся упражнения, тесты, вопросы и задания, нацеленные на подготовку ребенка к школе. Как педагог, я очень советую это пособие для дошкольников.
“Игра, есть потребность растущего детского организма . В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива”
Н. К. Крупская
«Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».
ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.
Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения.
Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль: во-первых, они являются методом обучения, во-вторых,- самостоятельной игровой деятельностью. В качестве первого они широко используются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим, с живой природой, по формированию элементарных математических представлений, развитию речи в целях обучения детей определенным способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепления знаний. При этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятий. Инициатива в выборе и проведении игры принадлежат в этом случае воспитателю. Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во внеучебное время.
В обоих случаях педагог руководит дидактическими играми, но роль различна. Если на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, то в самостоятельных играх воспитанников он участвует в качестве партнера или арбитра, следит за их взаимоотношениями, оценивает поведение.
РУКОВОДСТВО ДИДАКТИЧЕСКИМИ ИГРАМИ .
В руководстве играми следует выделить три этапа: подготовка, проведение, анализ результатов.
1 ). В подготовку к игре входит следующее: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения конкретной возрастной группы, с учетом времени проведения (в часы занятий или во внеучебное время), места (в групповой комнате, на участке, на прогулке и пр.); определение количества участников (вся группа, подгруппа, один ребенок).
В подготовку к игре входит также отбор необходимого дидактического материала (пособий, игрушек, картинок, природного материала).
Воспитатель выбирает игру, предлагает детям поиграть, начинает сама и приглашает детей.
Младший возраст : наглядное разъяснение всего хода игры в процессе совместной игры со взрослым.
Средний возраст : разъяснение 1-2 правил, частные даются по ходу игры в совместной деятельности со взрослым, можно использовать пробный ход игры, где воспитатель уточняет правила.
Старший возраст : словесное объяснение правил до игры, пояснение значения правил, если сложные, то используется показ и пробный ход.
2 ). Если воспитатель тщательно подготовится к игре, то само её проведение не вызовет затруднений. В любой дидактической игре должны быть как игровые правила, так и игровые действия. Если одно из этих условий отсутствует, она превращается в дидактическое упражнение.
Воспитатель контролирует процесс игры, закрепляет умение играть, следит за выполнением правил, используя напоминание, дополнительное объяснение, оценку, вопросы, советы.
Младший возраст : воспитатель выполняет роль ведущего, в ходе игры связывает игровые действия с правилами.
Средний возраст : воспитатель действует через правило и прямо игровые действия не подсказывает.
Старший возраст : правила объясняются до игры, к разъяснению их содержания привлекаются дети.
3 ). Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. Воспитатель отмечает тех, кто хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен. Анализ игры должен быть направлен на выявление эффективных приёмов её проведения, а также допущенных ошибок (что не получилось и почему).
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИГРЫ .
Структура дидактической игры включает: задачу, действие, правило, результат, заключение игры.
Задача. В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактической цели. Детям предлагаются такие задачи, решение которых требует определенного интеллектуального напряжения, умственной работы. Выполняя задачу в игре, ребенок активизирует своё мышление, упражняет память, наблюдательность.
Задачи дидактических игр сводятся к нескольким видам:
- Сравнивать и выбирать предметы по одинаковым, различающимся или сходным признакам (задача усложняется в соответствии с возрастом детей).
- Классифицировать и распределять предметы или картинки. Дети классифицируют картинки или предметы по виду или по материалу, из которого они изготовлены.
- Определять предмет по нескольким или только по одному признаку. Дети угадывают предметы по простому описанию или кто-нибудь из них описывает вещь, а остальные угадывают.
- Упражнять внимание и память. Дети должны запомнить какой-либо факт или определенный состав предметов, группу игроков и пр. и определить изменение, которое произошло в их отсутсвие.
Действие . В каждой дидактической игре задача выполняется действием, которое определяет и организует поведение каждого ребенка и сплачивает детей в единый коллектив. Оно непосредственно привлекает интерес детей и определяет их эмоциональное отношение к игре.
Действие в игре должно отвечать двум основным условиям:
а) обязательно подчиняться задаче и выполнять учебную цель игры;
б) быть занимательным и увлекательным вплоть до окончания игры.
В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему-нибудь учатся. Здесь деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры.
Правило : деятельность в дидактической игре строго связана с правилами. Они определяют, как ребенок должен вести себя во время игры, что он может и чего не должен делать. Важно, чтобы правила соответствовали возрастным особенностям и компенсировались занимательной деятельностью. Поэтому она должна быть интересной, чтобы ребенок охотно подчинялся правилам.
Результат, заключение игры : результат игры – это решение задачи и выполнение правил.
Результат оценивается с двух точек зрения: с точки зрения детей и точки зрения воспитателя. Оценивая результат с точки зрения детей, мы учитываем, какое моральное и духовное удовлетворение принесла игра детям. Выполняя дидактические задачи, дети проявляют сообразительность, находчивость, внимание, память. Все это дает детям моральное удовлетворение, повышает веру в свои силы, наполняет их чувством радости.
Воспитателю важно выполнена ли задача, осуществлены ли предписанные действия, принесла ли она с этой стороны определенные результаты. В конце некоторых дидактических игр нужно наградить её участников, похвалить детей либо поручить им ведущие роли в игре.
ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами : для них необходимо подбирать предметы, отличающиеся по свойствам: цвету, форме, величине, назначению, использованию и т.д.
Настольно-печатные игры – это очень увлекательное занятие для детей. Чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, разрезными картинками и кубиками. При этом для детей среднего возраста должен быть изображен один или несколько предметов: игрушки, деревья, одежда или посуда. Дети самостоятельно могут дифференцировать их отличительные признаки: величину, цвет, форму, назначение. Для работы с разрезными картинками старшим дошкольникам можно предложить самостоятельно сложить целую картинку из её частей без предварительного рассматривания целого изображения.
Словесные игры построены на сочетании слов и действий играющих. В таких играх требуется использовать ранее приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Поэтому в младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитее речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве, формировании диалогической и монологической речи.
Ж. Дошкольное воспитание 1975г. №1
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ПО ЗНАКОМСТВУ С КОЛИЧЕСТВОМ
(вторая младшая группа)
О значении дидактических игр в деле обучения детей дошкольного возраста писали многие исследователи - педагоги и психологи (Е. И. Тихеева, Ф. Н. Блехер, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова, З.М. Богуславская, В. Н.Ава-несова и др.)-
Дидактические игры рассматриваются как важное средство всестороннего развития, детей. В занимательной форме игры можно знакомить детей с самыми разнообразными явлениями действительности, развивать мышление, память, наблюдательность, внимание, сообразительность и другие качества.
Использование дидактической игры в процессе обучения способствует расширению представлений детей, активизации, закреплению и применению знаний.
Дидактическая игра в сочетании с прямым обучением является ценным средством математического развития детей.
В своей статье мы пытались обобщить опыт работы детских садов по использованию дидактических игр в процессе знакомства детей четвертого года жизни с количеством, показать на фактическом материале обучение решению задач в форме дидактической игры.
В программе по развитию элементарных математических представлений детей четвертого года жизни в разделе «Количество» предусмотрено знакомство детей с множеством как единым целым, состоящим из однородных элементов. Дети учатся составлять rpvnnyиз отдельных предметов в соответствии с образом, выделять один предмет из группы, учатся различать «много» и«один».
Для решения этой программной задачи можно использовать такие дидактические игры, как «Петрушкгжн гости», «Сбор грибов», «В лесу», «Утка с утятами» и до.
Вначале лучше провести игры «Сбор Г{ш£
бов», «Утка с утятами», «В лесу», эти игры бщ
лее простые. Материалом в игре «Сбор грЖ
бов» являются корзиночки, грибы, в игре <<УЩ
ка с утятами» -- утята, в игре «В лесу» ^Щ
грибы, шишки.41
Игра «Петрушкины гости» несколько слой! нее. Усложнение состоит в том, что дети зн\Ш комятся с образованием множества из разно! родных предметов, объединенных одним об! щим признаком (разные животные - собач* ка, зайчик, мишка, кошка, лисичка - гостЦ петрушки). В игре дети три раза видят образо-С вание множества из отдельных элементов н%| разном материале (гости петрушки, яблокид конфеты), два раза - дробление множества!.
на элементы.Ж
Щ
Сборгрибов Я
Материал для игры:
елочки, поставленные щ
отдельных местах групповой комнаты, грибы,!
корзиночки или ведерки по числу детей.
Ход игры.
Дети сидят на стульчиках полу-i
кругом." Перед ними на полу поставлены елоч-|
ки и грибы. J
Де-.и, это наш лес. Посмотрите, кая много грибоз под елочками. Сейчас я дам| каждому по одной корзиночке, и вы пойдете"? собирать грибы.
Воспитатель ставит на стол корзиночки nojчислу детей; спрашивает: «Сколько корзино-^ чек я принесла?» Отвечает: «Много»; предла- ■ гает всем взять по одной корзиночке; спрайт-. вает, у кого сколько корзиночек, сколько корзиночек на столе (ни одной). Затем воспита-jтель предлагает детям пойти в лес и сорвать по одному грибку. Далее воспитатель спрашивает отдельных детей, сколько грибков у них в корзинке (один), а сколько грибков под елочками (ни одного).
Воспитатель предлагает детям поставить корзинки на стол, отмечает, что каждый поставил одну корзинку (одну корзинку поставила Галя, одну - Надя, одну - Таня и т.д.), все поставили по одной корзине, а всего, смотрите, сколько корзин. Затем воспитатель спрашивает: «Сколько грибов в каждой корзине?» Один. Предлагает посмотреть, сколько всего, грибов дети собрали. Из корзин воспитатель с помощью детей выкладывает грибы на стол. Дети стмечают, что из каждой корзины положили по одному грибку, а Есего получилось много грибов.
В игре «Утка с утята л: и» используется макет озера, в котором плавают утка и утята по числу детей. Воспитатель обращает внимание детей на то, что утят много, а утка одна, затем дети играют с утятами.
Все бепут по одному vtchky.
Утка зовет утят: «Кря-кря-кря». Дети спускают утят в озеро, отмечают, что утят в озере стало много.
Материал для игры: контуры елок, шишки, грибы, объемная корзина, медведь.
Воспитатель на своем столе ставит елки - это лес, перед елками расположено отдельно одно от другого грибы, шишки.
Обращаясь к детям, воспитатель говорит: «Дети, это лес. Видите, в лесу много елок, много шишек, много грибов. А вот и мишка-медведь пришел в лес. Смотрите, у него корзинка. Сейчас он будет собирать грибы, считать он не умеет. Давайте поможем ему. Мишка сорвал гриб и не знает, сколько грибов он сорвал. Дети, сколько грибов сорвал мишка? Один. Правильно, мишка положил один гриб в корзинку. Мишка еще нашел гриб. Сколько еще грибов он сорвал? (Воспитатель показывает гриб детям. Ответ: «Один гриб».) Смотрите, мишка нашел еще один гриб (кладет в корзинку), еще один, еще один, еще один, еще один. Все грибы около елочек мишка собрал. Сколоко же грибов, дети, осталось около елочек? Ни одного.
Ну-ка, мишка, покажи, сколько у гбя в корзине грибов. Сколько, дети, у мишки грибоь? Много. Видите, мишка собирал по одному грибу, а набрал много».
Мишка ревет (используется озвученная игрушка).
Воспитатель: «Ты что хочешь сказать, мишка? Ну, скажи мне на ух^_ХШ| -Дсха«л^е^--тко
Дети, он говорит, что хочет вам отдать грибы. По скольку ты, мишка, хочешь раздать грибов детям?» Мишка рычит.
Воспитатель: «Он говорит: «По одному». Раздай, мишка, свои грибы. А вы, дети, посмотрите, не ошибется ли мишка, всем ли он будет давать по одному грибу». Спрашивает у детей: «Сколько грибов мишка дал Тане? Один гриб. Сколько Саше? Один. Мишка раздал грибы, на всех у него даже не хватило. Посмотрите, сколько в корзине у мишки грибов. Ни одного. А сколько их у Саши? Сколько у Тани?»
Воспитатель: «Мишка опять ревет. Ты что, мишка? Скажи мне. Дети, мишка увидел, что у него в корзине не осталось ни одного гриба п плачет (ревет). Давайте отдадим ему грибы».
Воспитатель с корзиной и мишкой подходит к детям, дети кладут грибы.
Воспитатель: «Один гриб положила Таня, один - Саша. Все положили по одному гри-UV. А сколько vмишки стало грибов? М:: ого.
Отнес мишка грибы в свой дом и опять пришел в лес собирать шишки. Посмотрите, сколько шишек в лесу. Много. Мишка взял одну шишку, еще одну, еще одну, еще одну, еще одну и т. д. Все шишки собрал мишка. Сколько шишек осталось около елок? Ни одной. Сколько шишек у мишки? Много. Понес мишка шишки домой, а корзинку держит неровно, вот и начали шишки падать из корзины. Посмотрите, сколько шишек упало у мишки из корзины… Одна, еще одна, еще одна, еще одна и т. д. Сколько всего упало у мишки из корзины шишек? Много. Посмотрим, сколько же шишек осталось у мишки. (Показывает корзину.) Ни одной. Все шишки мишка растерял и пришел домой с пустой корзиной».
Петрушки ны гости; .-.
Материал для игры: петрушка, собачка, зайчик, петушок, мишка, кошка, лисичка; большая красивая коробка, в ней 6 яблок, 6 конфет.
Воспитатель ставит на стол петрушку, говорит: «Стодня, дети у петрушки день рождения. У гего м.гого друзей. Сейчас они к нему придут в го"-т-r. Посмотрим, сколько: х;. гсстси пррдет к петрушке. Вот приоежала собзчгя (игрушка ставится на столе перед петрушкой). Сколько собачек? Одна.
Зайка прискакал. Сколько зайчиков пришло поздравить петрушку? Один. Петушок пришел поздравить с днем рождения петрушку. Сколько петущков?__Одид,-Мишкд г.рншел. Сколько «мишек? Один. Прибежала из леса лисичка. Сколько лисичек? Одна. А вот пришла кошка поздравить петрушку. Сколько кошек? Одна.
Дети, все гости приходили по одному. А сколько всего гостей пришло к петрушке?
Дети, петрушкииы гости принесли ему на день рождения подарки (воспитатель ставит на стол коробку). «Посмотрим, сколько подарков принесли гости петрушке». Показывает. Спрашивает: «Сколько подарков?» Отвечает: «Много» и говорит «Посмотрим, какие же это подарки».
Воспитатель вынимает одно яблоко за другим и говорит: «Смотрите, яблоки. Одно яблоко, еще одно, еще одно, еще одно. Сколько всего яблок? Много. Посмотрим, что же еще принесли гости петрушке. Конфеты». Так же вынимает их, кладет в ряд и говорит: «Одна конфета, еще одна конфета, еще одна, еще одна, еще одна и еще одна. А сколько всего конфет? Много».
Показывая детям пустую коробку, спрашивает, сколько подарков в коробке? Ни одного. Ackcuu".j;;:; на столе? Много.
Воспитатель: «Видите, дети, я клала по одному подарку, а получилось подарков много».
В конце игры можно сказать, что петрушка угостил своих гостей яблоками. Одно яблоко дал собачке, одно - мишке, одно - зайчику, одно - лисичке, одно - кошке. А сколько всего яблок раздал петрушка? Много.
Сколько яблок он дал собачке? Сколько яблок он дал мишке? И т. д.
Заканчивая игру, воспитатель говорит: «Петрушка остался доволен, что много гостей пришло поздравить его с днем рождения. Вы помогли узнать, сколько пришло гостей и сколько они принесли подарков».
Что |
При обучении детей умению выделять один предмет и много можно использовать игры «Что изменилось», «Зайцы в огороде».
изменилось
Материал для игры: елки, грибы, зайчики.
На столе перед детьми стоит много елочек и один грибок. Воспитатель: «Дети, сейчас поиграем в игру «Что изменилось». Посмотрите, что вы видите на столе. Сколько елок? Сколько грибов? Сейчас вы закройте глаза, \ потом откроете и скажете, что изменилось». Воспитатель оставляет одну елочку и ставит много грибов. Дети открывают глаза и говорят, сколько елочек и грибов было и сколько их стало. После этого воспитатель ставит много елочек и много грибов, затем один гриб и одну елочку. Усложнение игры состоит в том, что воспитатель может заменить игрушки. Например, поставить одного зайчика и много елок или много зайчиков и одного медведя^ -В дальнейшем.досш-1т-ятел1г~тяхШёт использо-елть для игры три вида игрушек. Например, поставить одну елочку, один грибок и много зайчиков и т. п.
Во второй младшей группе учат детей сравнивать одну группу предметов с другой, используя приемы наложения и приложения.
При реализации этой программной задачи можно провести игры «Столько - сколько», «Мишки в гостях у детей». «Принеси столько игрушек, сколько у меня».
М и ш к и в гостях у детей
Материал: игрушки-3 мишки. 3 машины, 4-5 стульчиков, 4-5 чашек, стол, 4-5 конфет.
Ход игры. Раздается стук в дверь, на трех машинах друг за другом въезжают мишки. Воспитатель ставит машины с мишками в ряд на стол. Мишки здороваются с детьми.
Воспитатель: «Дети, сколько к нам приехало мишек? Много. Сколько.машин? Много. Л как по-друггшу „плчо сказать? Поровну,
мишек столько, сколько машин, на каждой ма.
шине по одному мишке».1? .
Раздается рев медведя. : ..:■■-...;."-«*
Воспитатель: «Дети, слышите, мишки реву? Они гуляли и проголодались. Давайте угостлщ их чаем. Игорь, принеси сюда, пожалуйста, один стол».
Затем воспитатель предлагает кому-либо из детей принести столько стульчиков, сколько мишек, поставить стульчики в ряд около стола, расставляя их по одному слева направо, Следующий ребенок по предложению воспитателя сажает мишек на стулья.
Воспитатель: «Сколько стульчиков и мишек? Почему всем мишкам хватило стульчиков? Алла, принеси чашечки для каждого мишки и поставь их на стол перед мишками. Сколько, дети, Алла принесла чашек? Правильно она их расставила?
Иди, Игорек.угости мишек конфетами. Вот. они, в вазе. Дай каждому мишке по конфете. Сколько, дети, Игорек дал мишкам конфет? Столько, сколько мишек. По скольку чашек и конфет около каждого мишки? По одной, поровну».
Воспитатель вызывает детей, предлагает им, напоить мишек чаем. Воспитатель: «Напились мишки чая с конфетами и хотят гулять. На этих машинах они поедут с вами на прогулку. Хватит всем мишкам машин? Почему?
Вот и гости наши готовы к прогулке. Давай-те их возьмем с собой гулять, покатаем их. Они любят кататься».
Детей четвертого года__ж.изни-у-ч-ат восири-ниматьл воспроизводить один и много звуюь движений, учат устанавливать по количеств} равенство звуков, предметов, движений.
В решении этой программной задачи мог\ iбыть использованы такие игры, как «Поможем бычку - белому бочку», «Петрушкнны \>г - рушки», «Лиса и котята» и др.
П о м о ж е м“ бычку - бело м у б о ч к \
Материал для игры: сказочный домик, тз гушка, кошка, мышка, петух, собака, теленок.
«Жили-были в теремке лягушка-квакушка, мышка-норушка, кошка-белоножка, петушо- --золотой гребешок и собачка Бобик.
Как-то раз в вечерний час все звери собрались около домика.
Вдруг по лесу идет бычок - белый бочок: «Му-у! Заблудился я в лесу, не найду дорогу, плохо мне придется, если звери не помогут».
Звери «говорят»: «Мы поможем тебе, но сначала ты выполни наши задания». Лягушка «говорит»: «Сколько раз я квакну, столько раз ты промычи».
Воспитатель: «Слушайте, ~етн. внимательно. правильно- будет бычок выполнять задания.
Лягушка квакает от одного до трех раз, бычок столько же раз мычит.
Воспитатель спрашивает: «Сколько раз бычок промычал?» Дети отвечают: «Столько, сколько раз квакнула лягушка». Другие «звери» предлагают или прокричать так же и столько же раз, или принести столько же каких-либо игрушек, или подпрыгнуть столько же раз, или повернуться к окну столько же раз и т. п. При этом «бычок» может выполнять задание правильно, может и ошибаться. Когда ошибается, дети должны заметить ошибку и исправить ее.
Первое задание бычок выполняет правильно.
В конце игры воспитатель отмечает, что дети хорошо помогли бычку. С их помощью он выполнил правильно все задания зверей. Теперь они покажут ему дорогу домой.
П е т р у ш к и н ы игрушки
Материал для игры: красивый мешочек для игрушек, 2-3 одинаковые игрушки, например 3 матрешки, 3 мячика, 2 пирамидки, кубик.
В начале игры воспитатель объявляет детям, что к ним на занятие придет петрушка. Раздается стук в дверь. Воспитатель вносит петрушку и мешочек, предлагает детям на ощупь узнать, что в мешочке (игрушки), сколько их.
Далее воспитатель гозорит, что петрушка хочет поиграть с детьми. Сколько рлз пегруш-ка стукнет в бубен, столько игрушек нужно достать из мешочка. Петрушка стучит от одного до трех раз. Воспитатель предлагает детям вынимать игрушки до тех пор, пока ни одной игрушки в мешочке не останется. Каждый раз ребенок, доставая игрушки из мешочка, говорит: «Я достал столько игрушек, сколько раз ударил петрушка в бубен».
Затем воспитатель предлагает детям поиграть с петрушкой по-другому. Со стола нужно взять столько одинаковых игрушек, сколько раз петрушка ударят в бубен. Свои действия ребенок должен сопровождать словами, например: «Я взял столько матрешек, сколько раз петрушка ударил в бубен». Вначале воспитатель сам показывает, как выполнить подобное задание.
Материал: шапочки лисы, зайца и котят. Ход игры. Игра проводится подгруппами.
Воспитатель играет вместе с детьми. Кто хорошо воспринимает один и много звуков, назначается зайцем, выбирает лису, остальные дети- котята. Дети надевают шапочки котят, зайца, лисы. Заяц убегат в домик, лиса прячется в лесу.
Воспитатель говорит: «Пошли котята на лужок. Хорошо на лужке, солнышко светит, птички поют. Бегают котята, играют. Увидела котят лиса, захотела их поймать и в лес утащить. Испугались котята и побежали к домику зайца. Просят зайца: «Зайчик, открой нам, а то нас лиса поймает». Зайка говорит: «Мяукните один (много) раз, тогда пущу». Дети мяукают. Кто ошибается, того заяц не пускает в дом, его уводит лиса. Игру можно повторить два - четыре раза.
Во второй младшей группе отдельные занятия можно целиком провести в форме дидактической игры.
Приведенные дидактические игры для детей четвертого года жизни просты, близки их непосредственному опыту, построены на основе активной практической деятельности с конкретными множествами, на основе широкого использования наглядного материала. Перед детьми ставится цель играть, а ке учиться. В ходе игры воспитатель добивается усвоения детьми соответствующего программною материала.
Для малышей лучше использовать игры, в которых находят отражение разнообразные жизненные ситуации, близкие опыту детей, определенные взаимоотношения действующих лиц, содействующие усвоению правил поведения. Важно, чтобы игры были ценны как в образовательном, так и в воспитательном отношении.
Подбирая игры для детей, воспитатель должен учесть, на каком этапе реализации «Программы воспитания в детском саду» находятся дети его группы, какой материал op.iiуже усвоили, что предстоит изучить. Воспитатель"исходит из обучающей задачи и содержания игры. При подборе игры воспитатель придумывает, какую игру лучше взять для сообщения новых знаний, какую - для закрепления, какую- для применения знаний в новых условиях.
На одну и ту же программную тему в наличии у воспитателя должно быть несколько игр.
Вначале он отбирает и проводит tдетьми игры простые, затем более сложные.
Дидактические игры по знакомству детей с количеством можно проводить не только на занятиях, но и в свободное от занятий время, особенно с теми детьми, которые отстают в усвоении программного материала.
Воспитатель должен хорошо знать игры по знакомству детей с количеством, знать их содержание, обучающие задачи, правила, игровые действия. Это дает возможность ему выбрать в нужный момент игру для решения тех или иных обучающих задач.
Воспитатель заранее продумывает методику проведения игры, организацию в ней детей, учитывая наглядно-действенный, образный характер мышления малышей, сам включается в игру, направляя действия детей, добивается решения обучающей задачи. » Вначале воспитатель дает детям возможность рассмотреть игрушки, используемые виг-ре, потрогать. Лишь после этого он переходит к объяснению игры.
Разные игры требуют разной организации. Одни можно проводить, посадив детей полукругом («Поможем бычку - белому бочку»; «Петрушкины гости», «Столько - сколько»), другие как подвижные («Лиса и котята», -«Сбор грибов»), т; етьл - за золами («Мишки в гостях у детей», «Что лзыенилось»). Но каждый раз воспитатель заботится о том, чтобы все цоти хорошо видели материал, используемый. в игре, действовали с ним, так как знания о количестве дети трех лет усваивают на основе практического оперирования элементами конкретных множеств.
Методика проведения__дилакти-вдск1»>1; гр по" -э.ьк^комствз"^дётей четвертого года жизни с количеством имеет много общего с методикой руководства дидактическими играми, предусматривающими решение самых разнообразных задач обучения детей.
■ ■■-. ^: ".""■ „■■■р- чуднова
Дидактические игры на уроках математики и во внеклассной работе Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя использовать такие методы обучения, которые способствуют поддержанию у учащихся интереса к изучаемому предмету, активности на протяжении всего урока. Важная роль при этом отводится дидактическим играм – одному из современных методов обучения и воспитания. Дидактические игры целесообразно использовать как на уроках, так и во внеклассной работе по предмету. Включение дидактических игр в урок делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учащихся рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении и закреплении учебного материала, позволяет повысить эффективность интеллектуального труда. Во внеклассной работе игры стимулируют учеников к получению новых дополнительных знаний, учат ориентироваться в необычных ситуациях, развивают творческий потенциал школьников. Дидактическая игра не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не следует рассматривать как удовольствие ради удовольствия. Это вид творческой работы, тесно связанный с другими видами учебной деятельности. Игровая форма занятий создается на уроках с помощью специальных игровых приемов и ситуаций, которые являются средством побуждения, стимулирования учащихся к интеллектуальной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учеников подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Во время дидактической игры важным моментом является дисциплина. Если в игре общение учеников сделать целенаправленным, чтобы они почувствовали пользу от такого общения в процессе познавательной деятельности, то можно получить положительные результаты как в обучении, так и в формировании личности. Взаимопомощь и взаимоконтроль одновременно и упрощают, и усложняют работу учителя. Упрощают потому, что получает возможность в ряде случаев перенести некоторые свои функции на школьников. Усложнение работы учителя связано с необходимостью гибкого руководства познавательной деятельностью учащихся во время дидактических игр, удачного подбора команд, организации эффективного общения во время игры. Дидактическая игра имеет устойчивую структуру. Основными ее компонентами являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры. В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличие четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Игровой замысел чаще всего выражен в названии игры. Он выступает в виде вопроса, проектирующего ход игры или в виде загадки. Он придает игре познавательный характер. Каждая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение участников в процессе игры. Игровые действия, регламентируемые правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, знания, умения, навыки для достижения цели. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Оборудование дидактической игры включает технические средства обучения и средства наглядности: таблицы, модели, карточки. Результат игры придает ей законченность. Он является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний или в их применении. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышает уровень организованности и эффективности игры. Ценность дидактических игр заключается в том, что в их процессе дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом. При проведении дидактических игр следить за сохранением интереса школьников к игре. Лучше проводить ее выразительно, эмоционально. Учитель в некоторой степени тоже должен включаться в игру, иначе его руководство и влияние не будут достаточно естественными. Математическая сторона содержания игры всегда должна выдвигаться на первый план. Тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании их интереса математике. При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумать следующие вопросы методики: Цель игры (учебная, воспитательная и развивающая). Количество играющих вообще, количество игроков в команде. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры. Как познакомить учащихся с правилами игры с наименьшей затратой времени. Регламент игры. Как обеспечить участие всех учеников в игре. Как организовать свое регулирование ходом игры. Как обеспечить постоянный интерес и активность всех участников игры. Какие выводы нужно сообщить учащимся в заключении. Целесообразнее использовать дидактические игры не при освоении новых знаний, а при проверке результатов обучения, закреплении навыков, формировании умений. При организации игр необходимо придерживаться следующих положений: Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, их математическое содержание должно быть доступно пониманию учеников. Игра должна проходить в деятельностном режиме. Используемый дидактический материал должен быть удобен в применении. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Контроль проведения игры должен быть открытым, ясным и справедливым. В процессе игры необходимо следить за математической грамотностью рассуждений учеников, правильностью их речи. В игровых формах занятий реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе. В представляемый сборник дидактических игр по математике вошли авторские разработки для урочной и внеклассной работы.
Дидактические игры в экологическом воспитании детей.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Д. Родович
В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность.
Сегодня экология - не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение. Поэтому на первый план воспитания выводится формирование основ экологического сознания дошкольников, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных явлениях и объектов.
В современном мире экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые нравственные проблемы: развитие интереса к природе, наблюдательности, воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения к природе.
ХХI век прогнозировали как информационно-экологический. Это, по мнению Генерального директора ЮНЕСКО Ф. Майора, «позволяет говорить о приоритетности экологического образования подрастающего поколения».
Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Экологическое воспитание - предполагает системный подход к ознакомлению с природой и природоохранной деятельностью. В дошкольном образовании до сих пор ведутся поиски эффективных технологий по экологическому воспитанию, однако единый подход к проблеме пока не найден. Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применять знания в практическойдеятельности.
Решить эту проблему я предлагаю путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомится с данной закономерностью.
Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников, на мой взгляд, являются дидактические игры.
Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают.
Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.
Итак, на протяжении дошкольного возраста игра проходит этапы своего развития. Благодаря своему разнообразию, она действительно становится ведущей деятельностью. Дидактическая игра позволяет достигать целевых ориентиров, обозначенных в п.4.6 ФГОС: ребёнок интересуется окружающими предметами другими предметами, и активно действует с ними; овладевает основными культурными способами деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру; обладает развитым воображением; ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью; способен к волевым усилиям; проявляет любознательность; формируются предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения им дошкольного образования (ФГОС п.4.7).
О важности дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников писали А.И. Грехова, В.А. Дрязгунов, Г.В. Кирикэ, Л.П. Молодова, С.Н. Николаева и другие. Они утверждали, что игра для ребенка является ведущим видом деятельности, основным фактором развития всех психических и познавательных процессов малыша. А.В. Запорожец отмечал: «при переходе от раннего к дошкольному возрасту у детей именно под влиянием игры складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, умение разделять предметы и объединить их».
Дидактическая игра
- явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания. Планируя свою работу руководствуюсь следующими педагогическими идеями.
Идея сотрудничества (дети-педагог-родители)
Идея гуманности обучения (не насильственная методика, построенная на игре);
Идея опережающего развития;
Идея дифференцированного подхода в экологическом воспитании детей;
- идея личностно - ориентированного взаимодействия с дошкольниками.
В своей работе использую разнообразные методы и приемы, такие как, создание проблемной ситуации: внесение игрушки, экспериментирование, использование разных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка, апплодисменты товарищей, фишки и так далее), активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, взаимопомощь друг другу, обращение к детям с вопросом, образным пояснениям, сюжетным рассказом.
Работая по данной теме определила для себя задачи:
Учить детейосознавать себя частью природы.
Воспитывать уважительное отношение ко всем обитателям природы вне зависимости от личных симпатий и антипатий.
Учить детей понимать взаимосвязи взаимозависимости в природе;
-воспитывать у детей активную жизненную позицию.
Формировать у дошкольников азы экологической безопасности.
Формировать умение рационально использовать природные богатства;
-формировать у детей эмоционально - положительное отношениек окружающему миру.
Подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологической культуры выделила следующие направления в своей деятельности: взаимодействие с детьми; взаимодействие с семьями воспитанников.
В работе с детьми, кроме классических дидактических игр, использую игры путешествия, игры предположения, игры загадки, игры беседы, игры приключения.
Подбирая дидактические игры экологического содержания, обязательно продумываю цель и дидактическую задачу, определяю место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектирую саму игру и определяю степень участия в ней всех детей, продумываю оказание помощи застенчивым детям.
Дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если в младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», и других, то в средней группе - в играх типа «Угадай, кто где живет?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животного загадку», «Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
Систему работы по формированию экологических знаний у дошкольников выстраиваю в сочетании с программой «Развитие+», парциальной программой «Юный эколог» С.Н. Николаевой, разработала перспективно - тематическое планирование для детей 6 - 7 лет, включающее в себя НОД по экологическому воспитанию, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные беседы, экологические акции, праздники. Подобрала и систематизировала разные виды игр: подвижные игры природоведческого содержания «Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы», «Хитрая лиса» и др., в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе; дидактические игры с предметами «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» и др., уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память; настольно-печатные игры «Времена года», «Зоологическое лото», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?» «Мой дом» и др., направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы; словесные игры «Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?», «Концовки», «Ты часть - я целое» и др., закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции; творческие игры (строительные игры с природным материалом, театрализованные, сюжетно-ролевые), в ходе которых обогащаются знания детей, отражаются впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни.
Результаты диагностики по экологическому воспитанию, проводимые мною ежегодно позволяют сделать вывод, что выбранные методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.
Список литературы
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.
2. Венгер Л.А. Дидактические игры в детском саду.
3. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978.
4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. - М., 2005 г.
5. Леонтьев А.А. Школа 2100.
6. Лучинин М.В. Детям о природе. - М., 1989.
7. Морковская М.М. Уголок природы в детском саду.