Кто первый начал чеканить монеты на руси. Монеты древней руси. Чеканка современных монет

Создание монет - одно из самых древних искусств. И как любой вид искусства, оно развивалось вместе с человеком. За долгие года менялись взгляды на прекрасное, совершенствовались технологии, менялась и обстановка и в мире. Все это отразилось и на истории чеканки монет.

Сейчас изготовление монет - это практически полностью автоматизированный процесс. Но как человек пришел к этому, и какие этапы прошло это древнее искусство? В этой статье мы « пройдемся » по истории чеканки монет. Расскажем, где появились первые монеты, чем прославились старые мастера-медальеры, и как делают монеты сегодня.

Древний мир

До создания монет люди в разных странах пользовались тем, что имело большую ценность. Где-то средством обмена был скот, где-то оружие, а в некоторых странах даже использовали сахар и слоновую кость. Чтобы упорядочить торговлю и обмен, нужно было государственное платежное средство. Им и стали монеты.

Медальерное искусство зародилось в конце VIII – начала VII века до нашей эры. Впервые монеты появились в Лидии и Древней Греции. Их делали путем чеканки из сплава золота с серебром и даже ставили пробу.

Стремительно развиваться медальерное искусство стало в Греции. До нас дошли многие произведения того времени, но немногие имена сохранились. Мы знаем только тех из них, что были указаны на монетах. Это такие мастера как Кимон и Эвайнет, работавшие при Дионисиях.

Профессия медальера стала уважаемой. В Риме медальеры были при каждом монетном дворе, имели свою корпорацию и руководителя. В Греции же созданием рисунков для монет занимались граверы. Они гравировали изображение прямо на драгоценных камнях.

Древние монеты, по сравнению с современными, отличались высоким горельефом и неправильной формой монетного кружка. При этом римские монеты серьёзно уступали греческим с точки зрения художественной красоты, но были ближе к современным из-за округлённости и барельефа.

Средние века

В средние века и до самой эпохи Возрождения медальерное искусство Европы было неразвитым: у монет был плоский рельеф, сама монета была тонкой и похожей на металлическую бляху. Правда, и в этом правиле есть исключение.

В германских государствах XII века монеты все же отличались высоким художественным качеством. А свой расцвет такие брактеаты получили во времена Фридриха I Барбароссы.

Штемпели для монет тогда делали профессиональные граверы. Монетам даже передался стиль той эпохи - их можно отнести к позднему романскому искусству. На монетах изображали фигуры правителей и святых в симметричном обрамлении архитектурных элементов. Хотя фигуры и были стилизованы, мелкие детали на них были тщательно проработаны - доспехи, одежда, атрибуты власти.

Киевская Русь

В Киевской Руси монеты князя Владимира, князя Святополка и Ярослава Мудрого гравировали византийские мастера. Но в начале IX века чеканить монеты на Руси прекратили.

На это было несколько причин: Русь распалась на отдельные княжества, и не было нужды в единой государственной монете. А позже, во времена ига, в стране и вовсе был экономический и политический упадок. В итоге медальерное искусство было забыто на время.

Откуда брались медальеры для монет XIII-XV веков, остается загадкой. Известно лишь то, что при Иване III из Италии выписали Аристотеля Фиораванти. Кроме создания архитектуры, мастер занимался и гравировкой монет.

Возрождение

В эпоху Ренессанса монетное искусство Европы возродилось. До нас дошли венецианские медали и имя живописца Антонио Пизано, который в этот период отливал медали для византийского императора.

Затем появились и другие великие мастера - Леоне Леони, Сперандио ди Мантова, Мария Помеделло, Жан Дюан, Аннибале Фонтана… Они изготавливали монеты из бронзы и опирались на стиль античных образцов.

В Германии того времени на монетах появились первые религиозные сцены, благодаря Альбрехту Дюреру, Генриху Рейцу, Фридриху Гагенацеру и другим великим мастерам.

Россия

Что касается русских монет, то в России не было изящно гравированных монет до Петра I. Только при нем в Россию начали выписывать медальеров и заказывать изготовление монет. Именно по заказу Петра I была создана первая серия памятных медалей, посвященных Великой Северной войне.

А во времена Екатерины II впервые обратили внимание на художественность изготовления монет. Тогда же и был основан медальерный класс в Императорской академии художеств. Руководил им француз Пьер-Луи Вернье.

Ведущим медальером России XVIII века стал Тимофей Иванов. Он изготовил множество медалей и памятных знаков, посвященных историческим событиям при Петре I и Екатерине II.

При Александре I и Николае I отмечали талант медальера графа Ф. П. Толстого. Он изготовил медальоны, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года.

О технологии чеканки монет

Изготовление монеты всегда начиналось с создания рисунка-эскиза. Затем по эскизу создавали лепную модель из скульптурного пластилина. Эту модель лепили на доске с помощью специальных заостренных палочек разного размера. Вылепленная модель еще не совсем соответствовала будущему изделию - она была в 3-4 раза больше предполагаемой монеты.

Затем из модели отливали гипсовый слепок. А уже с гипсового слепка делали новую отливку из жесткого чугуна методом гальванопластики. Далее из выпуклой модели с помощью пантографа - гравировальной машины делали пуансон из стали. Его формат уже соответствовал проектируемой медали или монете.

Затем, если это было нужно, мастер корректировал изображение штихелем. Ведь только используя ручной труд, можно придать изделию живость. Затем пуансон закаляли и использовали для выдавливания матрицы или штемпеля, с помощью которого и чеканили монеты или медали.

Эта технология создания монет пришла к нам из прошлых столетий. Некоторые монетные дворы пользуются ей и сейчас, другие - полностью автоматизируют производство. Но в чеканке монет есть много других процессов, которые напрямую влияют на вид монеты и ее качество.

Качество чеканки монет - в чем отличие

Разделение монет по качеству чеканки пришло к нам из Англии. Эта классификация делит монеты на два основных вида: исполненные в обычном качестве и в улучшенном. Давайте разберемся, в чем же заключается эта разница.

Монеты обычного качества в классификации называют анциркулейтед . В таком качестве делают монеты, которыми мы пользуемся в денежном обращении, а также некоторые инвестиционные монеты.

Их делают на автоматизированном производстве большими тиражами и ручной труд используют в малой степени. Поэтому и требования к внешнему виду и дизайну монет анциркулейтед небольшие. Они должны быть одного веса, толщины и диаметра, с несложным рисунком. В общем то, что как раз подходит для больших тиражей с небольшими затратами.

Как правило, монеты качества анциркулейтед имеют металлический блеск по всей поверхности. У них нет зеркальных поверхностей, рельеф не выделяется, на рисунках нет мелких деталей. По классификации на таких монетах допускаются небольшие скосы на гранях канта, мелкие царапины или пятна. Эти повреждения появляются из-за чеканки большими тиражами.

Улучшенный вид монет анциркулейтед называется бриллиант-анциркулейтед . У них ровная и блестящая поверхность, рисунки более детальные и проработанные. На таких монетах уже не допускают сколы или царапины.

Следующий вид качества монет - наивысший, или пруф. Монеты в этом качестве изготавливают небольшими тиражами и с высокой долей ручного труда. Каждый штамп мастер тщательно прорабатывает, чтобы получить ровную зеркальную поверхность и контрастирующий на ней матированный рисунок.

Особенность качества пруф заключается и в самом процессе чеканки - чтобы рисунок был идеальным, штемпель обязательно ударяет по заготовке два раза. В итоге мы получаем изделие, на котором нет ни царапин, ни неровностей. Монеты в качестве пруф являются наиболее ценными: и за художественность исполнения и за само качество.

Другой вид качества монет - пруф-лайк , или подобный пруфу. Эти монеты внешне похожи на пруф, но технология их чеканки может отличаться. Например, удар по заготовке мог быть произведен один раз. Монеты пруф-лайк также являются ценными, и пользуются спросом у коллекционеров и нумизматов.

Старые мастера и новая школа

Федор Толстой считал, что истинное мастерство в изготовлении монет невозможно без свободного владения графикой.

Только после создания рисунка, по-мнению Толстого, стоило приступать к лепке модели. Этот метод создания монет требовал от мастера не только художественных знаний, но технического, профессионального мастерства настоящего гравера. Именно при таком методе работы можно было сохранить индивидуальный почерк мастера.

Эти основы знали и передавали знания следующему поколению. Например, в медальерном классе Императорской академии художеств ученики обучались не только рисунку и скульптуре, но и гравированию на стали, а также термической обработке штампов.

Среди выдающихся медальеров, которые владели технологиями работы со сталью, были Ф.П. Толстой, И.А. Шилов, К А. Леберехт, А.П. Лялин, П.С. Уткин, В.С. Баранов.

Уже позже, в XIX веке некоторые медальеры стали ограничиваться изготовлением только рисунков-эскизов. Выполнением штампов уже занимались граверы. Таким образом медали теряли свою индивидуальность, терялся почерк художника.

Прогресс не стоит на месте, и сейчас почти на любом производстве монет процесс автоматизирован. Вся граверная работа делается специальными гравировальными станками, а создание 3D модели передано дизайнерам. Но к сожалению, не все из них имеют опыт и образование гравера. Ведь даже после самого современного оборудования, после создания качественной 3D модели, необходимо, чтобы штампа коснулась рука мастера. Только так можно создать изделие, которое будет иметь художественную ценность.

Граверная работа требует очень большого количества знаний и умений, большого опыта, кропотливости, трудолюбия. Обязательно нужно художественное образование, чтобы создаваемые руками мастера сюжеты имели художественную ценность, изделия были живыми. Чтобы изображаемые гравером портреты и фигуры людей, имели стопроцентное сходство с оригиналом.

Современные технологии медальерного искусства диктуют жесткие требования к рельефу медали. Он должен быть таков, чтобы его наиболее высокие детали сосредоточивались в центре композиции, а затем снижались. При этом высота рельефа должна быть небольшой. Такое положение дел ограничило художественный порыв скульпторов и привело к утрате многих технологий скульптурирования медалей.

Наглядно отражает положение дел ситуация, произошедшая в 2000-х годах. Делегация НАТО приезжала в Россию с визитом и презентовала Генштабу РФ подарки. Российское правительство решило ответить достойными памятными подарками.

Сотрудники Генштаба обратились на лучшие монетные производства страны, чтобы изготовить памятные медали по собственном эскизу. Но им отказали, так как выполнить заказ не могли. Сложность работы заключалась как раз в рельефе. Его высота составляла 1,5 мм на сторону (обычно бывает в среднем 0,6-0,8), диаметр составлял 90 мм.

В итоге они обратились к нашему ювелирному дому. Его основатель Сергей Иванович Квашнин согласился и через месяц выполнил весь объем работ. Причем штамп делал вручную. Так и выяснилось, что именно Вятка - центр медальерного искусства России. Изготовленные Сергеем Ивановичем медали Генштаб вручил стратегическим партнерам, делегациям других стран.

Во все времена ювелиры, занятые в ювелирном производстве, считались особыми людьми. Ведь граверная работа - это высшее мастерство ювелирного искусства. Гравер знает все ювелирные приемы и техники, но ювелир, не знающий граверного дела, не сможет создать изделие такого уровня, как гравер.

В любом искусстве важно сохранять традиции и знать историю. Убедиться в преемственности качества вы можете, посетив наш А также не забывайте на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые интересные статьи.

Древняя Русь во многом копировала достижения Византийской империи, не стали исключением и деньги.
В конце X века при Владимире Святославиче начали чеканить первые на Руси монеты - сребреники. По размеру и весу они соответствовали византийским, использовались те же технологии производства, но надписи были русскими, также добавлялся княжеский знак. В настоящее время известно всего около 400 таких монет, они считаются раритетами и практически все хранятся в музеях.

Примерно в то же время появляются и златники, копирующие византийские золотые солиды. Изображения на сребрениках и златниках очень похожи. При следующих правителях чеканились только сребреники, последние датируются временем Ярослава Мудрого. В дальнейшем по неизвестным причинам чеканка собственных монет прекращается на три столетия.

Свои монеты на Руси были далеко не всегда, и это общеизвестно. Расчеты производились и услугами, и товаром. Долгое время эквивалентом служили меха. В ходу присутствовал и имперский денарий (Рим), и восточный дирхем, и даже солид Византии. Но эпоха собственных денег неуклонно наступила. Итак....

Серебряники



Первая из отчеканенных на Руси монет была названа серебряником. Она появилась еще во времена кн. Владимира, до Крещения. Недостаток разменной монеты стал ощущаться особенно остро, дирхемов не хватало. Материалом явилось серебро от переплавки последних.

Серебряники чеканились в двух видах дизайна. Сначала это была копия идеи солидов Византии: с одной стороны - престольный кн. Владимир, с обратной - Иисус. Позднее дизайн изменился. Лик Мессии исчез. Его место занял трезубец, родовой герб Рюрика. Портрет князя окружили надписью: «Князь Володимир на престоле, а это - деньги его».

Золотники (Златники)



Златник (980-1015 гг.)

Златники присутствовали в ходу, как и серебряники. Их чеканку развернул также кн. Владимир. Только лили монеты, как следует из названия, в золоте. Прототипом златнику послужил византийский солид. Масса была вполне внушительной - 4 г.

Это была довольно редкая и дорогая монета весьма ограниченного тиража. Однако народная молва по сей день хранит ее название в фольклоре. Современные нумизматы могут предъявить публике не больше десятка златников. Оттого и цена их очень высока, как на официальном, так и на черном рынке.

Гривны

Именно гривна стала действительно самостоятельной официальной денежной единицей Руси. Возникла в 9-10 столетии. Представляла собой увесистый золотой или серебряный слиток. Но являлась, скорее, эталоном массы, чем денежной единицей. При помощи гривны отмерялись веса драгметаллов.

Гривны Киева имели 160 г массы и 6-угольную форму соты. Деньги Новгорода представляли собой длинный брусок массой в 200 г. Однако название от разницы внешнего вида изменений не претерпевало. Татары также использовали гривну, ходившую в Поволжье. Она так и называлась, «татарской», имела форму ладьи.

Название денег произошло от совершенно несвязанного с ними предмета - шейного женского обруча, исполнявшегося ювелирами в золоте. Украшение носилось на «гривке». Отсюда - «гривна».

Векши

Совершенный аналог нынешней копеечки, древнерусская векша! Другие ее названия - белка, веверица. По поводу первой версии существует интересное объяснение. Оно гласит, что во время хождения мелкой серебряной монетки ее «натуральным» аналогом была выделанная беличья шкура.

Летописи упоминают, что древняя дань с некоторых племен составляла «одну белку или монету с единого дома». К слову, одна гривна была эквивалентна 150 векшам.

Куны

Обращение восточного дихрема - исторический факт. Не менее популярным был денарий. Их обоих русичи называли «кунами». Почему?

Существует два объяснения. Первое: эквивалентом обеим монетам служили выделанные и клейменые куньи шкурки. К слову, весьма ценные, даже по тем временам. Второе: англоязычное слово «coin» (звучит: «коин»), в переводе - «монета».

Резаны

Резанами назывались «денежные единицы», призванные вести расчет максимально точно. Например, куньи шкурки делились лоскутами, дабы подогнать их под определенную цену товара. Именно эти лоскуты и именовались «резанами» (ударение на вторую «а»).
А поскольку пушная шкурка и арабский дирхем были эквивалентными, то на части делили и монету. По сей день в древнерусских кладах находят половинки и даже четвертинки дирхемов, ведь арабская монета была слишком крупной для мелких торговых сделок.

Сегодня в древних кладах археологи часто находят половинки и четвертинки этих монет. Арабские деньги имели довольно крупное достоинство, чтобы оперировать ими в целом виде при мелких сделках.

Ногаты

Ногата, небольшая разменная монетка, 1/20 гривны. Ее название, как предполагают филологи и историки, пошло от эстонского «nahat» («мех»). Не исключено, что ногаты изначально были «привязаны» к пушнине.

При всем разнообразии монет на Руси довольно примечателен тот факт, что любая торговая вещь «привязывалась» к собственной денежке. Свидетельство тому имеет в своем тексте «Слово о полку Игореве». Там сказано, что будь на престоле Всеволод, невольница ценилась бы в ногату, а раб продавался бы по резане.

В середине XIII века Русь представляла собой обширную территорию от лесостепей на юге до Белого моря на севере, на востоке и юго-востоке граничила с Золотой Ордой, а на западе с разраставшимся Литовским княжеством, уже успевшим включить в себя Украину и часть Белоруссии. Булгария оказалась захвачена татаро-монголами и отошла в состав Золотой Орды. Окружённая со всех сторон врагами Русь не была единой, она к этому времени уже распалась на государственные образования, называвшиеся великими княжествами. Внутри них и на границах возникали удельные княжества – земли, доставшиеся в наследство потомкам великих князей, которым не суждено было занять трон.

(музей Московского Кремля)


Выделялось несколько наиболее крупных великих княжеств: Московское, Суздальско-Нижегородское, Тверское, Псковское, Рязанское. На севере и северо-западе огромную территорию занимала Новгородская земля, позже ставшая республикой. По территории она занимала почти половину всей Руси. В её столице Новгороде существовало вече – народное собрание, с которым князь вынужден был обсуждать политические вопросы. Попасть в вече мог только гражданин знатного рода. В целом управление республикой было схожим с древнегреческим полисом – основоположником демократии. Граждане низших сословий и крестьяне в собраниях не участвовали. На границах княжеств имелись торговые («вольные») города, не входившие в княжества и жившие исключительно за счёт купечества. Среди таких городов наиболее выделился Торжок, расположившийся на пути из Твери в Новгород.


(из экспозиции Эрмитажа)


Постоянные междоусобные войны постепенно стали стихать, так как с востока пришла новая угроза – татаро-монгольское нашествие во главе с Батыем – внуком великого Чингисхана. Разорение городов, обложение данью способствовало сплочению населения. Стали возникать союзы между княжествами, в том числе и торговые. В качестве денег поначалу использовали серебряные гривны-слитки и их части, но потом они уступили место золотоордынским серебряным монетам. Золото могло использоваться, но как и ранее – только ограниченно.


(из экспозиции Эрмитажа)


Историки не могут сойтись во мнении, что представляло собой татаро-монгольское иго. С одной стороны это великое бедствие, чуть не положившее конец русской государственности. С другой оно привело к объединению славян и развитию торговых отношений, в том числе с Золотой Ордой. Имевшие место в XIII веке регулярные опустошительные набеги сменились договорами. Русские великие князья получали ярлык на княжение в столице Орды – Сарае (возле современной Астрахани). Тем не менее, борьба за доминирование среди князей продолжалась, пока верх не одержала Москва.

Начало монетной чеканки в Москве

Во второй половине XIV века в Москве на престол взошёл Дмитрий Донской, внук первого московского князя – Ивана Калиты. Он стал первым, кто смог дать татаро-монголам решительный отпор, организовав знаменитое сражение на Куликовом поле 1380 года. В сражении объединились не только московские воины, но и представители других княжеств. Исключением была только Рязань, вынужденная встать на сторону Золотой Орды. Победа сплотила ранее разобщённые народы, а Москва стала выделяться на фоне других городов. Для ещё большего укрепления власти и начала собирания русских земель в Москве начали чеканить собственные монеты.

Первые московские монеты изготавливали из новгородских гривен-слитков, вытягивая их в проволоку и разрезая на 200 кусочков. Эти кусочки расплющивались, после чего на них начеканивались изображения и надписи. Монеты получались мелкие (около 1 грамма) и неправильной формы, напоминающие рыбью чешую. Среди коллекционеров такие монеты получили название «чешуйки». Номинал был один – «денга», это слово было заимствовано из татарского языка. Чтобы поддерживать торговые связи с Золотой Ордой, первые монеты делались с татарскими надписями, но имели изображения, в отличие от татаро-монгольских. Существует версия, что это вынужденное условие чеканки, поскольку Русь являлась вассалом Золотой Орды. Уже при следующем правителе – Василии I татарские надписи стали отходить на второй план, а потом исчезли совсем.

Большинство татарских надписей не имеют никакого смысла, они просто скопированы с монет Золотой Орды, причём указанное имя хана может совсем не соответствовать времени чеканки. Это сильно запутывает исследователей. Но есть и ещё более сложные в определении монеты, на которых даже в русской надписи не указано имя князя, а только титул «Великий князь». Такие монеты принято относить к неопределённым, их датировка возможна только приблизительно по характеру рисунков.

Распространение монетного производства

Почти одновременно с Москвой чеканка появилась в Нижнем Новгороде – столице Суздальско-Нижегородского княжества. В начале XV века деньги стали чеканить в Твери, а затем Новгороде и Пскове. Во второй половине XV века собственная монета появилась и в удельных княжествах (как правило, в окрестностях Москвы).

Долгое время чеканкой занимались денежники («серебряники») – ремесленники, делавшие по заказу князя штемпели и чеканившие монету. Каждый денежник ставил на монете свой знак, это позволяет сейчас нумизматам каталогизировать отдельные монеты. С развитием монетного обращения денежники стали нанимать на работу чеканщиков. Первые настоящие монетные (денежные) дворы появились только после объединения Руси.


(из экспозиции Эрмитажа)


Денежники нанимались князьями среди купцов, у которых было много серебра. Получавший право чеканки денежник мог распространять свои монеты путём торговли, тем самым развивая влияние князя. Один и тот же денежник мог одновременно работать над монетами разных князей, или переходить от одного к другому.

В XV веке золотоордынское иго сильно ослабло, многие князья стали настолько могущественными, что отказывались платить дань. Стояние на Угре 1480 года положило конец татаро-монгольскому влиянию. Иностранные монеты почти исчезли из оборота, а торговля процветала. Русские монеты теперь составляли основу денежного обращения не только Руси, но также на бывших территориях Золотой Орды. В это время появляются дополнительные «разменные» монеты – полуденга и четвереца. В Твери и Новгороде повсеместно распространились медные пулы, по форме и размеру сопоставимые с денгами, но ценились они во много раз ниже. Предполагается, что пул мог равняться 1/60 денги, но это условное соотношение, которое могло неоднократно меняться.


Новгородские и псковские денги поначалу тоже чеканились из гривен-слитков, но из одного слитка их делали 216, а не 200, как в Москве. Постепенно вес денег снижался, являя собой своеобразную «инфляцию» средневековья. Во времена Ивана III средний вес московской денги снизился с 0,8 г до 0,4 г. Для отличия легковесных московских монет от новгородских им придумали названия – «московка» и «новгородка».

Изображения на монетах были различными. В Москве постепенно установилось изображение всадника с саблей (вероятно князь, или Георгий Победоносец), на оборотной стороне надписи. На ранних монетах можно видеть всадника с копьём, или птицу, которые начиная с Ивана Грозного стали изображаться на копейках и полушках. На деньгах Новгорода, Пскова и Твери, а также частично на монетах Василия Тёмного простор для творчества просто огромный: здесь можно видеть животных, птиц, сцены торговли, всадников, мифических существ, орнаментов, чертей и даже двуглавого орла. Встречается много монет с двусторонними рисунками, в этом случае надпись выполнена по окружности. Из-за ограниченного размера и неровной формы круга изображения и надписи не всегда влезали на монету.


(из экспозиции Эрмитажа)


Даже при хорошо читающейся надписи сделать вывод о месте чеканки сложно. Полное имя князя указывалось далеко не всегда, часто делались сокращения, или вообще помещалась надпись: «великого князя», «печать князя» и т.п. Во многих случаях указано только имя. При том количестве удельных и великих князей сделать вывод о месте чеканки иногда удаётся только с помощью схожих типов изображений, или одинаковые знаки денежников. Например, если знак присутствует на монете Василия Тёмного и на нечитаемой, тогда скорее всего это монеты одного периода. Обозначать точные даты тогда вообще не было принято.

Интересный пример расцвета отдельного города исключительно за счёт торговли можно наблюдать, рассматривая монеты Торжка. Этот город, как уже говорилось выше, находился на стыке Тверского и Новгородского княжеств, где велась активная торговая деятельность. Монеты эти очень редки, вес находится в пределах 0,36 г, на лицевой стороне изображена птица, на оборотной надпись «новотор» («Новый Торг» - название города в те времена).

На территории бывшего Рязанского княжества находят клады с очень необычными монетами. Все они достаточно тяжёлые (0,9-1 г), имеют большой диаметр. Самые ранние экземпляры представляют собой татарские монеты с надчеканкой поверх них тамги – особого знака рязанских князей, напоминающего голову барана. Рязань была очень тесно связана с Золотой Ордой, причём во многом была даже ближе к ней, чем к Руси. Для сохранения дружественных связей со своим могущественным соседом, не раз объединялась против Руси.


(из экспозиции Эрмитажа)


С ослаблением татарского влияния золотоордынские монеты начали полностью перечеканивать и, кроме тамги, добавлять титул великого князя. При Иване Фёдоровиче (1427-1456) следы перечекана уже не наблюдаются. А позже и до начала XVI века в Рязани стали делать легковесные монеты без тамги, похожие на московские, но с изображениями животных. Это свидетельствует о тесных связях с Москвой. Были даже медные пулы, наподобие новгородских и тверских.


(из экспозиции Эрмитажа)


В Новгороде и Пскове было принято обозначать место чеканки в виде букв, или прямым текстом. На деньгах Пскова это буквы «ПС», а Новгорода – «Н» или «денга новгородская».


(из экспозиции Эрмитажа)


При Василии Тёмном шла борьба с галицкими удельными князьями, которые тоже, кстати, чеканили свою монету. Чтобы утвердить центральную власть, на монетах этого периода иногда помещалась надпись «всея земли русския». Потом абсолютно на всех московских монетах появилась надпись «осподарь всея Руси» (то есть государь всея Руси), просуществовавшая до реформы 1534-1547 гг.


(из экспозиции Эрмитажа)


Представим себе новгородский торг XV века. Вымощенная булыжником площадь с бесчисленным количеством прилавков, на которых можно было найти практически всё: от хлеба и кваса до заморских диковин (фарфоровая посуда, чай). Купцы в дорогих одеяниях перемешивались с крестьянами в лаптях и традиционных русских рубахах. Повсюду разносился запах рыбы местного улова, медовухи, которую варили там же. Продавцы перекрикивали друг друга, расхваливая свой товар. Небогатые слои общества, как правило, жили за счёт собственного хозяйства, но ходить на рынок за зимней одеждой и орудиями труда всё равно приходилось. Там они обменивали напрямую, или на монеты мешки с зерном. Карманов у одежды не существовало, мешочки с монетами просто подвязывали к поясу, а иногда деньги даже прятали во рту от вездесущих воров. Пересчёт крошечных монеток разного веса и размера вызывал немалые трудности, поэтому купцам приходилось быть специалистами широкого профиля. Они с помощью простых приспособлений определяли пробу серебра, знали места чеканки монет. Увидев мелкую монетку с птицей купец понимал: «это московская полушка», а более крупная с изображением коронованной головы сразу ассоциировалась с Псковом – это мифологический князь Довмонт, покровитель города. Свои новгородские монеты опытный взгляд узнавал сразу: вполне отчётливые две фигуры, символизирующие поклонение Святой Софии, хотя были и другие изображения.


(из экспозиции Эрмитажа)


Факты подделки монет практически отсутствуют, или просто их трудно распознать из всего многообразия денежной массы. Фальшивомонетчики в то время обычно пользовались одним методом, называемым «стрижкой». Из-за неправильной формы монет и различного размера, мало кто мог заметить обрезанный край, кроме разве что опытных купцов, или при взвешивании партии монет. Собрав большое количество обрезков, можно было выплавить кусок серебра, или выполнить подражание имевшейся в обращении монете. В то время фальшивомонетчиков называли «безумными людьми», на некоторых тверских и московских монетах есть даже угрожающие надписи, адресованные этим «безумным».

Начало регулярной золотой чеканки

Золото на Руси выступало только в качестве дополнительной меры богатства, причём в очень редких случаях. Участвовали в обращении, или нет, попадавшие из других стран золотые монеты, сказать трудно. Единичные случаи выпуска «златников» при Владимире Великом были скорее попыткой укрепления власти.

Начиная с Ивана III возникла традиция чеканить наградные золотые монеты. Первый известный «золотой угорский» (от слова «Угорщина» - Венгрия, по образцу которых он чеканился) хранится в собрании Эрмитажа. На нём изображён венгерский князь, вокруг указано имя и титул русского правителя, на оборотной стороне герб Венгрии и титул сына – Ивана Ивановича. Размер и вес (3,5 г) соответствуют европейскому дукату. Кроме «угорского», были и другие наименования: «цесарский», «веницейский».

В документе 1484 года есть княжеское указание предоставить двум иностранным ремесленникам золотую монету на дорожные расходы. Приглашать для возведения значимых сооружений иностранных зодчих тогда было распространённым явлением. Например, некоторые храмы Московского кремля выстроены итальянскими мастерами. То есть угорский вполне мог приниматься в качестве оплаты.


Угорский времён Бориса Годунова
(из экспозиции Эрмитажа)


Основная цель чеканки золотой монеты, как при Иване III, так и при более поздних правителях – награждать за ратные подвиги. Они вручались полководцам, знатным боярам, иностранным послам. В большой степени это было доказательство великокняжеской власти над всей землёй русской, ведь именно при Иване III создан свод законов, были упразднены многие удельные княжества, а монетная чеканка сосредоточилась в Москве, Новгороде и Пскове. Появились первые денежные дворы, которые чеканили монету из серебра государственной казны. 1. И.Г.Спасский. "Русская монетная система".
2. А.В. Орешников. "Русские монеты до 1547 года".

Портал Gold10.ru начинает серию научных публикаций Александра Михайловича Колызина, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника отдела нумизматики и археологии Музеев Московского Кремля, Почетного члена Московского нумизматического общества.

Исследователей, изучавших русские монеты удельно-вечевого периода, всегда интересовал вопрос, - кто и когда начал чеканку монет в Москве?

Уже на рубеже XIX-XX вв. большинство из них считало, что первые московские монеты появились в княжение Дмитрия Ивановича Донского (1359-1389). Причем некоторые полагали, что древнейшими русскими деньгами были именно двусторонние серебряные подражания золотоордынским дирхемам, а С.И.Чижов прямо указывал на их московское происхождение.

Г.А.Федоров-Давыдов показал, что данные двусторонние подражания татарским дирхемам московскими не являются. Свой вывод ученый убедительно аргументировал: во-первых, эти монеты были широко распространены в других, не московских землях ; во-вторых, на территории Великого княжества Московского они встречаются значительно реже и, что важно, присутствуют в кладах всегда вместе с деньгами так называемого русско-татарского типа.

П.Г.Гайдуков в недавно вышедшей монографии о мелких номиналах средневековой Руси выдвинул предположение о начале ограниченной чеканки монет в Москве в княжение Ивана Красного (1353-1359), причем ученый допускает, что первыми московскими монетами были двусторонние подражания золотоордынским дирхемам.

Я не разделяю мнения П.Г.Гайдукова в этом вопросе. Объясню почему.

Во-первых, на приведенной в книге фотографии "монеты Ивана Ивановича" (монета русско-татарского типа, вес - 0,62 г.), не читается со стопроцентной уверенностью отчество князя.

Во-вторых, несмотря на убежденность исследователя в подлинности этой денги, монета может быть фальшивкой, даже древней, так как нумизматам известно, что как старо коллекционирование, так же старо и изготовление фальшивок, в том числе и для собирателей нумизматических древностей.

В-третьих, ученый соотносит вес двусторонних (по его мнению - московских) подражаний с "первыми именными денгами" Ивана Красного как 2:1, и как подтверждение этому приводит, как им же отмечено, малочисленную группу тяжелых двусторонних подражаний из Саранского клада, тяготеющих к весу 1,20 г.

В качестве этих подражаний "середины XIV в." на фотографии в книге помещены монеты, по типу и фактуре явно напоминающие золотоордынские дирхемы начала XV в., но в плохом состоянии. На некоторых проглядывается место чекана – Орда и Азак. Именно теоретическая весовая норма в южноордынских городах начала XV в. и была около 1,17 г. Кроме того, важнейшие аргументы, приведенные Г.А.Федоровым-Давыдовым, до сих пор не опровергнуты.

На территории Московских земель не найдено ни одного клада, состоящего из одних только двусторонних подражаний, что должно было бы быть, если бы они действительно чеканились с середины XIV в. в Москве или московских уделах. Также нет в Московских землях кладов, где бы двусторонние подражания, присутствуя вместе с московскими монетами русско-татарского типа, значительно преобладали бы над последними в количественном выражении, что могло бы косвенно говорить о первоначале их чеканки по отношению к московским денгам русско-татарского типа.

Итак, приходится констатировать, что большинство современных ученых считали и считают, что первые московские деньги имели русско-татарский вид и чеканка их началась именно в начале 80-х гг. XIV в., т.е. после Куликовской битвы.

Древнейший документ, в котором впервые упомянут термин “денга” - это докончание великого князя Дмитрия Ивановича Донского с великим князем рязанским Олегом Ивановичем. Исследователи датировали этот источник по разному - 1380-1382 гг. Однако сейчас доминирует датировка этого документа 1381 годом. Таким образом номинал “денга” ранее 1380 г. ни разу не зафиксирован в источниках и чеканку монет в Москве следует относить ко времени после Куликовской битвы 1380 г.

Известно, что хан Тохтамыш, после окончательного разгрома Мамая осенью 1380 г. через своего посла сообщил Дмитрию Донскому и другим русским князьям о своем воцарении. Князья признали его власть, отпустили посла “с честию и зъ дары”, а следующей зимой (1380 г.) и весной (1381 г.) направили к хану со многими дарами своих киличеев. Киличеи Дмитрия Донского - “Толбуга да Мокшеи” и других князей вернулись в августе 1381 г. “…изо Орды отъ Тахтамыша царя съ пожалованиемъ и со многою честию. И бысть на Руси радость велия (великая – А.К.) …”. После чего между князьями восстановились мир и согласие: “Тоя же осени, месяца ноября в 1 день вси князи русстии сославшеся велию любовь учиниша межу собою” . С Ордой были установлены мирные отношения.

Мне представляется, что одной из дарованых ханом Тохтамышем некоторым князьям - и в первую очередь Дмитрию Московскому - привилегий, было право на монетную чеканку.

Анализируя сообщения письменных источников, изучая оформление монетного поля денег Дмитрия Донского и их весовые данные, ситуация с началом чеканки монет в Москве мне теперь представляется несколько иной, в сравнении с опубликованной в моей монографии несколько лет назад.

С осени 1381 г., в Москве начали чеканить монету. Первоначально это были серебряные деньги с изображением вооруженного воина и круговой надписью “Печать князя великого” (без имени князя) на одной стороне монеты и с арабской надписью с именем хана Тохтамыша на другой стороне.

Воин в профиль – это символическое изображение князя. Вес первой московской деньги соотносился с весом золотоордынского дирхема как 2/3, т.е. три московских деньги равнялись по весу двум татарским дирхемам.

Чеканились эти монеты до лета 1382 г., когда Дмитрий Донской решается на важный политический шаг - приступает к чеканке монет с изображением вооруженного князя-воина,

а также с изображением человека, держащего за язык змею,

но на монетах к великокняжескому титулу на аверсе добавляется имя князя - “Дмитрий”.

И это не все - на реверсе некоторых именных московских денег с изображением князя-воина с топором и саблей вместо имени правящего хана Тохтамыша появляется искаженное, но все же угадываемое имя давно умершего хана Узбека.

В Орде еще не получили требуемую дань, а тут еще и отказ от помещения имени суверена - золотоордынского хана Тохтамыша. Что это - вызов Орде?

Тохтамыш решил наказать московского князя - совершил карательный поход на Русь, в конце лета 1382 г. сжег Москву и другие города.

Вначале именные монеты Дмитрия Донского чеканились по весовой норме его первых анонимных монет: 0,98-1,03 г. Малочисленность по сравнению с анонимными деньгами говорит о кратковременном выпуске этих монет летом 1382 г. Когда же в Москве с некоторым запозданием заметили снижение веса дирхема, последовавшего в ходе денежной реформы Тохтамыша 1380 г., то так же провели реформу и начали чеканить более легкие монеты весом 0,91-0,95 г., преследуя при этом цель сохранить весовое равенство трех московских денег двум татарским.

Вполне реально допустить, что именно после разорения Москвы войсками хана Тохтамыша, по требованию хана прекращается чеканка именных монет с “князем-воином”.

Таким образом с осени 1382 г. московскими властями выпускаются в обращение именные деньги с иным (не героическим, не воинствующим) оформлением монетного поля - с изображением петуха и маленького четвероногого существа над ним.

Известно, что русские князья должны были заплатить Тохтамышу большую дань. Только в 1384 г. дань была собрана со всех владений Дмитрия Донского “Тое же весны бысть великая дань тяжелая по всему княжению великому, всякому без отдатка, со всякие деревни по полтине. Тогда же и златом давали в Орду…”.

Финансовое обескровливание Руси и Москвы в частности привело к скрытой эксплуатации монетной чеканки - неофициально, постепенно происходит “ползучее” снижение веса московских монет. Средний вес именных московских денег Донского с изображением петуха, т.е. чеканенных после Тохтамышева разорения, равен 0,86 г. (нормативный - 0,93 г.). Последние анонимные монеты Дмитрия Ивановича с обеими русскими сторонами, чеканенные в конце его княжения, имеют тот же вес, что и монеты с петухом.

Существенно, что монеты двоюродного брата Дмитрия - серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, совладельца Москвы, которые, судя по мельчайшим деталям изображения и надписей так же чеканились в Москве, полностью повторяют историю денег Дмитрия Донского. Вначале, с осени 1381 г., чеканятся монеты Владимира Храброго с изображением воина с боевым топором, с луком, с топором и саблей, со знаменем.

С осени 1382 г. в обращении на смену последним приходят нескольких типов более легких типов, где в изображении отсутствует воинский элемент. Однако в чеканке монет с кентавром, косвенно все же прослеживается намек на то, что воинский, “воинствующий” сюжет не исчез полностью - кентавр изображен с мечом.

Приведем наиболее важные работы: Орешников А.В. Русские монеты до 1547 года. М., 1896. С.86; Толстой И.И. Деньги великого князя Дмитрия Ивановича Донского. Спб. 1910. С.15; Он же. Монеты великого князя Василия Дмитриевича. Спб., 1911. С.71; Чижов С.И. Дроздовский клад русских денег времени вел. кн. Василия Дмитриевича Московского. Пг., 1922. С.8, 9.

Орешников А.В. Русские монеты… С.219. № 1025-1041; Толстой И.И. . Деньги великого князя Дмитрия Ивановича Донского. С.13; Чижов С.И. Дроздовский клад… С.10, 14; Федоров-Давыдов Г.А. Монеты Нижегородского княжества. М., 1989. С.153, 247 прим. 7.

Федоров-Давыдов Г.А. Там же; Он же: Находки джучидских монет // Нумизматика и эпиграфика. IV. М., 1963. С.174-184.

Так в Дроздовском кладе из 243 монет, двусторонних подражаний татарским дирхемам было 21 экз. Денги русско-татарского типа - те, у которых одна сторона имеет какое-либо изображение и русскую надпись, а оборотная - читаемое или нечитаемое подражание арабской надписи, имитирующее одну из сторон золотоордынского дирхема, как правило - с именем хана.

Гайдуков П.Г. Русские полуденги, четверетцы и полушки. М., 2006. С.44-48.

Там же. С.46. Рис.1-6.

Там же. Рис 1 – Орда; рис. 3 – Азак.

Федоров-Давыдов Г.А. Монеты Московской Руси. М., 1981. С.142; Мухамадиев А.Г. Булгаро-татарская монетная система XI-XV вв. М., 1983. С.111.

В Древней Руси видов денег было великое множество. Все они имели разные названия, часть которых не дошла до наших дней. А сохранившиеся монеты являются гордостью нумизматов .

Первым прообразом денег на Руси служил натуральный обмен, когда в качестве платы за желаемый товар предлагался другой, не менее ценный. Это мог быть крупный рогатый скот или пушной зверь, такой как белка, соболь, куница, медведь и другие.

Русская земля славилась пушниной. Это привлекало много иноземных торговцев различными заморскими диковинами, которые стремились выменять их на «мягкую рухлядь ». Так на Руси прозвали мех.

По мере того как торговля развивалась, стали использовать и первые деньги на Руси в виде металлических монет. Это были арабские дирхемы из серебра и золотые византийские монеты. На Руси за ними закрепилось название куны – кованые металлические монеты. Кунами на русской земле называли любые монеты, независимо от места их происхождения.

Первые деньги на Руси появились в IX веке

Первые деньги на Руси появились в IX веке и были завезены на русскую землю восточными торговцами, особенно из Византийской империи, где в ходу уже были чеканные золотые монеты. Затем стали появляться монеты из других стран.

Собственную чеканку монет на Руси освоили в X веке. Их прозвали златниками и сребрениками . На монетах чеканили образ князя Киевского с трезубцем, служившим гербом Рюриковичей и Киевской Руси. Эти монеты были обнаружены при раскопках кладов того времени. До этого момента считалось, что на Руси не чеканили собственных денег.

Киевский великий князь Владимир Святославович (980-1015 гг.) чеканил на монетах трезубец, с одной стороны изображался портрет князя, а с другой было написано: «Владимир на столе, а это его серебро».

Деньги на Руси исчезли в период татаро-монгольского ига, в связи с остановкой торговли. В качестве расчётной единицы использовали раковины и серебряные слитки. Эти слитки называли гривнами. Гривна имела разную форму. В Новгороде она была похожа на брусок, а в Киеве выглядела как шестиугольник и весила 200 граммов.

Позже, в Новгороде за гривной закрепилось название рубль . Половину рубля называли полтиной. Изготавливали рубль расплавкой серебра в печи, и заполняя им формы. Для заливки использовали мерную ложку – льячку. Вскоре рубли вышли далеко за пределы Новгорода.

В конце XIX века название «полтинник», а на монете начинает красоваться надпись «50 копеек».

Победив татаро-монгол, чеканку монет возобновили в Москве в период правления Дмитрия Донского. Его образ с топором и саблей чеканили вместе с регалиями золотоордынского хана. Ведь земля русская ещё зависела от Золотой Орды.

Монеты были серебряные и назывались денга , что значило звонкая.

Позднее, вместо изображения сабли и топора стали чеканить копьё. Отсюда и пошло название копейка .

С развитием государства изображение на монетах менялось. Да и сама монета претерпевала изменения, включая и материал изготовления.