Традиционные уличные игры китая. Подвижные игры народов азии Китайские игры для детей дошкольного возраста

Большую часть времени дети в Китае заняты учебой, которая начинается в восемь часов утра и заканчивается в восемь часов вечера.

Мозг китайского ребенка беспрерывно поглощает бесконечный поток информации и это стимулирует его развитие. Задача поглощающего ребенка потока знаний — обеспечить чаду благополучное будущее в условиях жесткой конкуренции Поднебесной. Лозунг китайского детства: «Учиться всегда — учиться везде!»
В конце каждого учебного дня, детишек ждет домашнее задание, которое для них является, своего рода, развлечением (по крайней мере они так его называют).

Выполнение домашней работы является обязательным процессом и такого понятия как «не сделать» в детской голове просто нет. Система вырабатывает у китайцев «рамки и границы» с самых ранних пор и это полностью формирует картину их мышления во взрослом возрасте.

В этой статье мы хотим рассказать, чем же увлекаются детишки Поднебесной, что пользуется наибольшей популярностью среди младшего поколения народа Мао Цзедуна.

Пообщавшись с более 500 китайских детей в возрасте от 5 до 12 лет , можно подвести определенную статистику их увлечений.

Так, например мальчики не могут спокойно жить без таких вещей, как:

1. Конструктор «LEGO»
2. Игра «MineCraft»

3. Комиксы про загадочных «чисто китайских» супер-героев

4. Часы-телефон

5. Ipad

6. Коллекционирование миниатюрных роботов, cолдатиков

Любимыми увлечениями и игрушками девочек являются:

2. Коллекционирование стикеров

3. Танцы

4. Игра на музыкальном инструменте

5. Книги про принцесс

Сивова Нина

Цель праздника:

Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальностям и национальным культурам. Воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих на Земле, в России и в округе.

Образовательные задачи:

Обобщение и расширение знаний детей о красоте и разнообразии игр Китая.

Объединение опыта и знаний детей для создания у них целостной картины многонациональности планеты Земля и России. Формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять уважение к культуре и обычаям других стран.

Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей сознание «человека мира», чувство патриотизма и сопричастности ко всему, что происходит на Земле и в России.

Учить осознавать свою индивидуальность, значимость для других людей, стимулировать положительное отношение к сверстникам.

Воспитывать уважение и толерантность к людям независимо от расовой и национальной принадлежности.

Развивающие задачи:

Формировать социальные способы поведения в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения друг к другу.

Формировать понятия о том, что люди не похожи друг на друга, но все равны.

Инструктор ФК: Здравствуйте, ребята! На нашей большой, голубой планете Земля есть много стран и городов, в которых живут люди разных национальностей. И хотя они все очень разные и говорят на разных языках - у них один общий дом – планета Земля.

Сегодня мы будем путешествовать по Китаю и играть в китайские подвижные игры и даже строить китайскую стену. Ну что ж, ребята, пора начинать. Первая игра:

«Поймай за хвост дракона»

Количество участников: чем больше - тем лучше

Что понадобится: ничего

Правила игры: все выстраиваются в колонну и кладут руку на плечи или пояс впереди стоящему. Тот, кто стоит первым - голова дракона, последний - его хвост. Дальше начинается самое веселое. Голова дракона начинает охотиться за своим хвостом. Те игроки, кто ближе к хвосту, могут всячески помогать ему «смыться» от головы, ловко убегая всем хвостом. Однако в попытках ухватить хвостик и убежать от охотника важно, чтобы колонна не рассыпалась и «дракон» не развалился.

Так что держись, голова! Нас не так-то просто поймать.

«Запускаем змея»

Количество участников: от 10 до 15 детей

Что понадобится: парашют игровой круглый, парашют игровой прямоугольный

Правила игры: дети берутся руками за край парашюта и синхронно поднимают его, создавая ветер, когда купол достаточно наберется воздухом, делают шаг вперед, отпуская парашют, и оказываются внутри змея, парашют их плавно накрывает. В игре с прямоугольным парашютом участвуют 4 ребенка, дети синхронно с четырех сторон поднимают парашют, создавая ветер и в верхнем положении,парами с поднятыми руками,быстро бегут навстречу друг другу. Таким образом парашют красиво складывается и получается змей.

«Строим китайскую стену»

Количество участников: дети делятся на две равные команды

Что понадобится: мягкие модули

Правила игры: По свистку инструктора начинается строительство китайской стены! Из мягких модулей дети собирают стену, кто быстрее соберет та команда и выиграет!

«Веселое кунг-фу»

Количество участников: все дети, которые присутствуют на спортивном развлечении.

Что понадобится: гимнастические палки

Правила игры: дети становятся врассыпную, учитель ши-фу раздает гимнастические палки каждому ребенку. Под музыку дети повторяют за учителем ши-фу движения кунг-фу.

Инструктор ФК: Построение. Ребята, вот и закончилось наше путешествие по Китаю. Вам понравилось? Как много интересного и полезного вы узнали об этой удивительной стране! Поиграли в национальные игры и даже изучили элементы кунг-фу. Желаю вам быть смелыми, умными и уважать всех людей, которые живут в нашей многонациональной стране и в нашем городе. До новых встреч!

Публикации по теме:

18 января в нашем детском саду я провела с ребятами подготовительной группы «Акварельки» (воспитатель Дубовик Юлия Евгеньевна) захватывающую.

Конспект спортивного праздника «Подвижные игры разных народов России» с использованием презентации Дети под музыку входят в зал, рассаживаются на стульчики. Выбегает скоморох и выходит ведущая. Скоморох: - Люди добрые, народ честной! Веселись.

Конспект спортивного развлечения «Дворовые подвижные игры в ДОУ летом» Задачи: развивающие: развитие творческих способностей, любознательности, памяти; физических качеств: ловкости, гибкости, быстроты при.

Подвижные игры для детей 3-7 лет с подробным описанием правил игры. Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно.

Сценарий спортивного развлечения «А ну-ка мальчики!» Дети входят в группу под музыку: «Главный праздник». Исполняют песню «Мы шагаем как солдаты» Ведущий:Добрый день уважаемые родители и мои.

Сценарий спортивного развлечения для детей подготовительной группы «Игры наших бабушек» Сценарий спортивного развлечения для детей подготовительной группы «Игры наших бабушек» Людмила Руденко Цель: Воспитание здорового образа.

Шарик в ладони

В этой игре принимают участие не менее шести человек. Однако чем больше игроков, тем интереснее. Игроки выстраиваются в шеренгу на расстоянии 30-40 см друг от друга. Вытянутые руки с раскрытыми ладонями держат за спиной. Один из игроков стоит за их спинами. У него в руке камешек или шарик. Идя вдоль шеренги, он делает вид, будто хочет опустить шарик в чью-нибудь ладонь. Игроки не должны оглядываться. Наконец он опускает шарик в чью-то руку. Игрок, получивший шарик, неожиданно вырывается из шеренги. Соседи справа и слева должны схватить его (или осалить) прежде, чем он двинется с места. Но при этом они не имеют права сходить с линии. Если им не удастся его схватить, он может вернуться на место, и игра продолжается. Если его схватят, он меняется местами с ведущим, и игра продолжается.

Состязание с чашами (китай)


Команды играют друг против друга. У каждого игрока деревянные щипцы или зажим, чаша или кубок. Эти чаши ставят на стулья друг подле друга на расстоянии 3 м. В другом углу площадки ставят большую чашу или блюдо, в которую кладут столько шариков, чтобы на каждого игрока было не менее четырех-пяти. Иногда берут орехи и ими заменяют шарики.

По сигналу игрок идет к большой чаше и пытается щипцами поднять шарик. Затем несет его к своей чаше и кладет туда.

Кто первым отнесет все четыре или пять шариков в свою чашу, тот выиграл.

Правила:
Игрок может нести лишь по одному шарику.
Дотрагиваться до шариков рукой нельзя.
Если игрок уронит шарик, он должен снова щипцами поднять его, отнести в общую чашу, а оттуда снова поднять и отнести к себе.

Поймай за хвост дракона! (китай)


В игре принимают участие не меньше десяти человек. Они строятся друг за другом так, что правую руку кладут на правое плечо впереди стоящего. Тот, кто стоит впереди, - голова дракона, последний - его хвост.

Голова дракона пытается поймать свой хвост. Шеренга находится в постоянном движении, тело послушно следует за го-лозой, а голова старается схватить последнего игрока. Шеренга никогда не разрывается. Игроки на стороне хвоста не дают голове ухватить хвост. Если все же голова ухватит себя за хвост, последний в шеренге игрок идет вперед, становится головой, а новым хвостом - игрок, бывший в шеренге предпоследним.
Черепашье гнездо (малайзия)

Один из игроков - черепаха. Он охраняет свое гнездо. Остальные разбойники. На земле рисуют круг диаметром в полтора метра - это гнездо. В гнездо кладут 4-5 камней - черепашьи яйца. Черепаха стоит в кругу, остальные располагаются вне круга и стараются украсть яйца. Для этого они выбирают момент, когда можно подкрасться к камням. Но надо следить, как бы черепаха их не поймала. Кого она схватит, тот меняется с ней местами и начинает сторожить оставшиеся яйца. Игра продолжается, пока все яйца не украдут. Тогда камни прячут, и черепаха (пока их прячут, она зажмуривается) должна их отыскать. Если ей не удастся собрать все, она платит залог.

Японские салки


Игроков может быть сколько угодно, но минимум - четверо. Водящий преследует остальных игроков; если он коснется кого-либо, тот начинает водить. Однако новому водящему труднее, так как он должен бежать, одной рукой постоянно держась за ту часть тела, которой коснулись, будь то рука, плечо, голова, поясница, колено, локоть. Так он должен догнать и осалить кого-либо. Только в этом случае, он освобождается.

Если играет большая группа людей, выбирают нескольких водящих.

Камень, ножницы, бумага (япония)

Два игрока становятся друг против друга, заложив руки на спину. Одновременно они хором произносят: «Ян-кен-пон!» При произношении последнего слога каждый протягивает вперед руку, изображая рукой камень, ножницы или бумагу. (Эти три предмета и означают слова ян-кен-пон). Сжатый кулак - камень, раскрытая ладонь - бумага, расставленные средний и указательный пальцы - ножницы. Камень побеждает ножницы, так как может сделать зазубрины. Ножницы побеждают бумагу, потому что могут ее разрезать. Бумага побеждает камень, так как в нее можно обернуть камень, можно его туда запрятать. Итак, побеждает тот, кто «сильнее», кто выбрал «более сильный» предмет. (Если игра ведется не на счет, то проигравший получает наказание. Выигравший может больно щелкнуть своего противника по вытянутой и повернутой вниз ладони.)

Китайские традиционные игры отличаются большим разнообразием и на любой возраст. Многие игры зародились в глубокой древности и получили широкое распространение по всему Китаю на много веков. Большинство древних китайских игр считаются прародителями современных видов спорта. Это были очень простые по правилам игры, поэтому они не требовали долгого объяснения, что значительно облегчало начало игры. Самое главное, что не требовался какой-то особый инвентарь, в играх использовалось только то, что можно было найти на улице или не требовало особого мастерства в изготовлении. Поэтому в играх могли участвовать и дети из самых бедных семей. Это относится и к более современным играм, получившим популярность во время правления Мао. Тогда тоже не было никаких игрушек, всё изготавливалось вручную. Зато по играм можно проследить дружбу русского и китайского народа, они очень сильно перекликаются и здесь сложно сказать, откуда пошли заимствования. Все игры древнего и современного Китая, кроме словесных, развивали физическое здоровье, выносливость и реакцию.

Рассмотри игры, распространенные в Древнем и Средневековом Китае

– «Крутись волчок» (юла).

Старинная игра в волчок, появилась при династии Сун (960-1279 гг.), только в то время она носила название «Тысячи». Особых правил и приготовлений для игры не требуется. Всё очень просто, детям требовалось найти иглообразный предмет размером примерно в три сантиметра. Воткнуть его в середину небольшой тарелки, например, деревянной или из слоновой кости. Получается что-то отдаленно похожее на современную юлу. Затем нужно раскрутить игрушку. Суть игры тоже очень проста: чья юла дольше всех крутится, тот и победил. Как правило, каждый игрок изготовлял сам свою юлу. Более современное название игры «волчок» появилось многим позже, при династии Мин (1368-1644). Уже во время этой династии игрушку можно было приобрести на городских рынках. Игрушка была деревянная и чуть видоизмененная с длинной веревочкой. По правилам, нужно было бросить волчок и потянуть за веревочку, чтобы она начал крутиться. Как только игрушка начинала замедлять ход, можно было снова дернуть за веревочку. Так, раскручивая волчок, можно было играть до бесконечности. Игра была очень популярна во всем Китае. Вплоть до образования Китайской республики дети увлекались этой игрой.

Уже многим позже, более современный вариант игры был несколько другой. Дети выбирали небольшую палочку длиной 8-10 см. К ней привязывали веревку и «хлестали» волчок, раскручивая его. Часто играли в парах.

Игра в волчок поздний вариант

– Игра в ласточку.

Существует и другое название «Игра в курицу». Зарождение игры относят ко времени правления династии Хань (206 гг. до н.э. – 220 гг. н.э.). А вот популярность игра получает при династии Тан (618-907 гг.). В одной из книг того времени есть легенда об этой игре. Один странствующий монах прибыла в город Лоян (городской округ в провинции Хэнан). Во время прогулки по улицам города он заприметил 12-летнего мальчишку. Тот подбрасывал одной ногой волан по 500 раз на каждую ногу. И ни разу не уронил волан на землю. Мальчишка зарабатывал этим аттракционом, развлекая зрителей на улицах города. Монах был поражен способностями мальчика. Странник оказался монахом из монастыря Шаолинь и пригласил мальчика на обучение. С тех пор игра и приобрела небывалую популярность. Считалось, что благодаря мастерству ног можно было попасть в ученики Шаолиня. Со временем появилось несколько разновидностей игры: в одного, пара на пару, четыре на четыре и пр. Цель игры оставалась неизменно прежней: не уронить волан дольше всех. Игра в ласточку достигла своего расцвета при Династии Цин (1644 - 1911 гг). Можно сказать, что в ласточку играли во всех уголках Китая. Игра не имеет ограничений в возрасте, в нее можно играть всей семьей. Еще одной отличительной особенностью является ее подвижность. Китайцы всегда уделяли своему здоровью особое внимание. А играть в ласточку очень полезно для поддержания физической формы. Именно поэтому игра до сих пор так популярна в парках в любой части Китая, правда, сейчас эта игра популярна среди пожилого населения. Тогда же в нее играли абсолютно все, особенно ее любили подростки. Игра была настолько популярна, что о ней сохранилось множество песен, стихов и даже картин. Это поистине самая семейная и народная игра Китая.


Игра в ласточку

– Игра в кунчжу или жонглирование дьяболо (при помощи веревки).

Проще говоря, это китайское йо-йо. Появление игры связывают с периодом Троецарствия (220 - 280 гг). Именно тогда были найдены первые упоминания в стихах поэта Цао Чжи о прекарсной игре йо-йо. Со времени династии Мин (1368-1644 гг ) также сохранилась детская песня о йо-йо. Все это только лишний раз доказывает, какая долгая история у этой игры. Именно при династии Мин были разработаны первые общие правила игры и материал изготовления. Игрушка изготавливалась из бамбука или дерева. Йо-йо по форме напоминает катушку. Она полая, а по бокам в кругах проделаны небольшие отверстия. Отверстий может быть от 4 до 6. Туда вкладываются деревянные брусочки, чтобы во время кручения издавался звук. Затем, игрок натягивает веревку на двух палочках. Поднимает над головой и подкидывает йо-йо. Цель игры крутить быстрее и дольше других соперников. Немаловажную роль играл звук, издаваемый йо-йо. Преимущественно в игре участвовали дети всех возрастов. Игра очень способствовала физическому развитию детей, скорости реакции.


Уже при династии Цзинь (265-419 гг) становятся излюбленной забавой при дворе. А при династиях Тан (618-907 гг.) и Сун (960-1279 гг.) качели приобретают неслыханную популярность. В каждом дворце при династии Тан были установлены качели и считались «Игрой полубогинь». Придворные девушки много проводили времени на качелях, играя в словесные игры. В эпоху Сун благодаря качелям зарождается акробатика. Это уже не просто развлечение девушек при дворе. А способ поддержать физическое здоровье мужчин, развить выносливость и гибкость. Летом и осенью устраивались показательные выступления. Все, начиная от крестьян и до императора и его наложниц, приходили смотреть выступления. Перед началом, на воду ставили два корабля, на носу каждого устанавливали качели. Затем барабанами созывали зрителей и объявляли о начале выступления. Акробаты, медленно раскачивали качели и приступали к акробатическим трюкам. Они крутились воздухе, прыгали в воду, делали сальто на качелях. В выступлениях участвовали молодые физически развитые мужчины, часто из армии императора. Для развития будущего вида спорта эти выступления занимают важную нишу в китайской истории. Считается, что победы в спортивной гимнастике и акробатике, китайским спортсменам обеспечивает именно историческая любовь к этим видам спорта.


В первоначальном варианте игра носила название «Осенний бой» или «Осеннее настроение». Свое название игра получила по двум причинам. Первая, это то, что в древнем написании иероглиф «Осень» напоминает изображение сверчка. А вторая, связана это с тем, что сверчки живут только осенью и всего 100 дней. Именно в этот период разыгрывалась нешуточная борьба среди крестьянских семей. Игра появилась при династии Тан. В книгах тех лет есть упоминание о том, что одна из наложниц императора перед сном всегда клала под подушку сверчка. Затем она стала везде и всюду носить в специальной клетке сверчков. Говорят, отсюда и зародилась наука энтомология. Сначала появился интерес к сверчкам и их влиянию на сон (с подачи все той же наложницы), а затем и к самим насекомым. Появляются соревнования целых семей на ловлю сверчков. Каждый вечер, участвующие семьи собирались с уловом и подсчитывали количество сверчков. Выигрывала та семья, чье количество сверчков было больше. В эпоху Мин игра получает все большую популярность.


– цуцзюй (древняя китайская игра с мячом)

Игра считается одной из предшественниц футбола. На самом деле, обе игры имеют схожие черты, но разница между ними достаточно глубокая. В древне-китайском варианте футбола приходилось выкладываться на всю мощь. При династии Хань игра цуцзюй рассматривалась как разновидность боевых искусств. Игра развивала ловкость, выносливость и сноровку. Несмотря на жесткие требования к отбору игроков, получила распространение не только в императорской армии, но и при дворце аристократии, а затем и повсеместно. А все началось с первого императора династии Хань Лю Бан. Он не отказывал себе в удовольствиях. Днями напролет он смотрел выступления музыкантов и танцоров. Но ничего не производило на его избалованный вкус впечатления. Дни казались пресными. Им одолела хандра. Тогда прадед рассказал ему о своих излюбленных увлечениях: петушином бое и цуцзюй. Лю Бан не только заинтересовался игрой, но и сам стал отличным игроком. Именно при нем, игра получает распространение при дворе. А затем цуцзюй становится народной игрой нижних слоев. Во время династии Хань – это было не просто развлечение, а обязанность. Каждый должен был уметь играть.

Во время игры, нужно было не только забить гол противоположной команде, но и успеть показать мастерство владения мячом, руками, ногами или головой. Главное отличие от современного футбола в том, что не было широких ворот. А в земле вырывалась лунка, в которую мог поместиться мяч. Именно туда надо было попасть мячом. Это намного сложнее, чем по широким воротам. И кроме этого правила, больше не было никаких правил. Приветствовалось толкание, подножки, все, что сейчас считается нечестной игрой. Именно поэтому игроки всегда были с отменным здоровьем.

Ранние названия «воздушная цитра», « бумажный змей», «бумажный коршун». Запускать змея в небо исконно китайское занятие. Игра с поистине очень давней историей. Раньше, змей был не бумажным, а деревянным. Сохранились описания о том, как «деревянный змей парит в воздухе». Со времени изготовления первого деревянного змея прошло более 2400 лет. И уже тогда каким-то образом его запускали в небо. При династии Восточная Хань (25 – 220 гг. ) появляются первые змеи из бумаги. И новое название игры «Бумажный коршун». Тогда коршуна запускали дети. Каждый городился своим бумажным коршуном. Интересно, что при династии Тан один из императоров использовал змея для передачи тайных писем и очень преуспел в этом. Именно при этой династии начинают изготавливать разной формы бумажные игрушки. Появляются мастера, изготавливающие игрушку. Прародитель современных звонков в квартиры считается бумажная китайская игрушка. Один из императоров очень любил музыку. И решил совместить флейту и бумажного дракона. Флейту вложили в бумажного дракона и подвесили. Когда дул ветер, игрушка издавала мелодию. Отсюда и появилось современное название «Воздушный змей».


Зародилась игра более 2400 лет назад. Тогда Царство Чу обладало мощной армией и военными кораблями. Военные столкновения в основном, проходили на воде. Тогда и было изобретен о древнекитайское оружие для захвата отступающего судна противника, другими словами, специальный крюк. Когда враг терпел поражение и намеревался скрыться в бескрайних водах, военные набрасывали на судно крюк и тащили. Военные на берегу часто громко рассказывали и показывали события прошедшего дня, изображая накидывание крюка. Так и пришла идея перетягивания каната. Появились первые соревнования среди военных. Но игра быстро перекинулась в народные массы. При династии Тан перетягивали бамбуковую палку. Затем появилась веревка длиной примерно 16 метров. Соревнования перетягивания каната собирали тысячи зрителей. Есть упоминания, что даже иностранцы, приезжающие в Китай, с удовольствием посещали подобные мероприятия.


– акробатические трюки ни шесте.

Были распространены в эпоху Хань как особый вид спорта. Детей с детства обучали обращаться с шестом, взбираться на него и показывать определённые акробатические трюки. Из дворцовых покоев игра быстро распространилась на улицы городов как уличная гимнастика. Выступления завораживали сложностью и опасностью трюков. Позже была создана королевская команда, которая ездила по городам и отбирала талантливых акробатов. А победителем выходил трюкач с более сложными акробатическими элементами на шесте. В наши дни в районах проживания этнических меньшинств в Китае до сох пор сохраняются древние традиции акробатики на шесте. В некоторых городах и правда еще можно встретить выступающих на улицах.

Эта национальная игра в мяч появилась при династии Тан. Перед началом игры нужно было разделиться на команды. У каждого игрока палка в руках, которой нужно отбивать мяч. Цель игры: попасть в ворота противника. Игра отдаленно напоминает современный хоккей. При династии Сун игра превращается в спорт. Появляются известные тренера, которые ездили по городам. А игра становится не командной, а друг против друга. В игре участвовали в основном взрослые мужчины.


– Словесная игра стихи-цепочки

Игра подходит для женских покоев, а затем и для развития речи детей. Это своеобразная игра на фигуры речи. Первая девушка читает строчку из стиха, идиому или пословицу. Вторая девушка продолжает предложение, используя последний иероглиф в первом предложении. Следующие игроки продолжают по аналогии. Игра отлично развивает культуру речи и словарный запас детей. Именно из этой игры появились загадки, скороговорки и ребусы. Эта интересная игра мгновенно завоевала народную любовь среди китайцев. В нее можно было играть в любое время, не отвлекаясь от домашних дел.


– Игры в загадки или «Охота на тигра»

Загадку писали на красном фонаре и передавали другому человеку, если он не мог отгадать, снова передавал. Другое название игры «охота на тигра». Сначала в загадки играли дети во дворах. Затем игру переняли влюбленные. Такой способ игры на красных фонарях появился в эпоху Сун.


-Игра Орел поймал курицу

У этой игры несколько названий: «Желтый ястреб ест курицу», «ласка ест курицу», в кантонском языке она носит название «орел хватает цыплят». Точного времени появления игры не известно, ориентировочно при Династии Мин. Это веселая групповая игра, предполагающая большое количество участников. Всегда проходит на открытом воздухе, потому что требует большого пространства.

Один игрок становится орлом, его задача схватить и вытащить курицу. Остальные игроки крепятся друг к другу в ряд. Первый человек в ряду – это курица, остальные цыплята. Задача курицы защищать цыплят от орла. Цыпленок, которого вытащили, не участвует в дальнейшей игре. Только в следующем круге он сможет участвовать. В игре участвовали дети почти всех возрастов. Она была любимой игрой всех детей. В игре отлично развивалось физическое здоровье и выносливость, ведь приходилось постоянно бегать.

– Борьба яйцами

Традиционно игра проходила ежегодно 3 марта по лунному календарю. Это, прежде всего, детская игра. В начале марта вечером родители готовили для детей. На каждого ребенка по сетке яиц. Сетку нужно было повесить на шею. Яйца могут быть как куриные, гусиные, так и утиные. Все яйца покрашены в красный цвет. В битве яйцами правил нет, есть только заранее обговоренное количество участников. Главное, сохранить как можно больше целых яиц. Можно было укорачиваться от противника или атаковать.

Является прародителем игры в прятки. Точного времени появления игры не известно. Игру в рыбу особенно любили дети младшего возраста. Главным атрибутом игры была веревка и платок. Веревкой обозначался круг, границы игры. Одному из игроков завязывали глаза, а другому давали мешочек с деревяшками. Задача игрока с завязанными глазами схватить игрока с мешочком.

Особой забавой в древнем Китае среди взрослого населения считалось состязание в силе. Такие состязания позволяли оставаться в хорошей физической форме. А появились состязание благодаря императору Цинь Шихуанди. После воссоединения Китая император запрещает хранение оружия. Тем самым и появляются драки голыми руками. Можно считать, что это прародитель современных боев без правил.

При династии Хань в народе появилось представление Чи Ю. Это своеобразная борьба, в которой участники с бычьими рогами на головах атакуют друг друга. В таких боях участвовали два человека и собирали большое количество зрителя. Многим позже борьба обретает особое культурное содержание. В 70-х годах 20 века в гробнице династии Хань в провинции Шаньдун обнаружена картина на шелке, которая изображала двух борцов на руках. Вокруг расположены зрители.

В эпоху Цзинь (265-419 гг.) появилось другое название «сумо», и при династии Тан сумо превращается в спортивное состязание, в котором участвуют солдаты императорской армии.

Еще одно народное развлечение ходить на ходулях. Более раннее название «высокие ноги». Ходьба на ходулях была одна из самых популярных шоу в древнем Китае. Выступления проходили весной и осенью. Известно, что еще в 500 году до нашей эры хождение на ходулях было популярно в древнем Китае. Было не только хождение на ходулях, но и прыжки, драка на мечах, Для ходулей использовались длинные деревянные палки. Самые высокие ходули достигали в высоту 1 чжан (китайский сажень, равен 3,33 метра). В период шести династий (229―589 гг. ) игра называлась «мастерство владения ходулями». И только при династии Сун появляется уже известное простое название «Ходить на ходулях». И стали использовать палки от 1 до 3 чи в длину (китайский фут, мера длины, равная 1/3 метра).


– Спрятанный крючок

Древняя китайская игра, целью которой является: угадать, у кого из игроков зажат в руке крючок. Согласно легенде мама императора Хань Чжао зажала небольшой крюк в руке и вытянула руки. Маленький император должен был догадаться, в какой руке спрятан крючок. Так и появилась эта увлекательная игра. Правила и способ игры очень просты. Поэтому ее так любят. Особенно ее любят девочки. Обычно они используют крюк из нефрита или серебряный крюк. Очень часто, дети собирались вместе и играли в крючок


Железный крючок

Более современные игры, относящиеся к началу 20 века и образованию Китайской Республики.

– Игра в резиночки

В то время у любой девочки в рюкзаке находились связанные между собой короткие резиночки в одну длинную. Обычно, прыгая в резиночки, девчонки приговаривали детские стишки, например: «цветок орхидеи, цветок орхидеи, не боится ни ветра, ни дождя, трудолюбивый народ Китая всегда говорит, быстрее раскройся цветок орхидеи». Девочки прыгали в резиночки небольшими группами. В Китае считается, что такая игра имеет только одни положительные стороны: очень подвижная игра обеспечивает физическое здоровье детей. Также игра помогает развить координацию. Руки и ноги должны быть хорошо скоординированы. Игра в резиночки по правилам ни чем не отличается от нашей дворовой игры.

– Классики

Тоже известная и нам игра. По правилам тоже ни чем не отличаются. На земле рисуются квадраты, их может быть 6,12 и т.д. Затем деревянными костяшками определяется первый круг. Костяшки бросаются на один из квадратов, туда и нужно допрыгать на одной ноге. Прыгнув в нужный квадрат с костяшками, второй ногой нужно пнуть костяшки до следующего квадрата.

– Бросать мешочек с песком

Для игры требовалось несколько тряпок сшить в одну в виде маленького кармашка. В середину засыпать песок и зашить. Так получился мешочек из песка. Предпочтительно играть на свежем воздухе и играть в большой компании. Игроки делятся на две команды и встают друг против друга на определенном расстоянии. Определяется очередность игры. Первая команда кидает мешочек м песком в противоположную. Если мешочек в кого-то попал, тот должен крикнуть «мертв». Соседний игрок подбирает мешочек и кидает в ответ. А тот, кто оказался «мертв» переходит в другую команду. Побеждает та команда, у которой оказалось больше игроков.

– Игра выбить палкой

Для начала, нужно собрать много палочек от мороженого. Вымыть и покрасить в разные цвета. Во время игры все сидят на земле. Каждый игрок выбирает себе определенный цвет палочек. Все палочки раскладываются перед игроками. Затем игроки по очереди палочкой мороженого пытается вытаскивать палочку своего цвета. Если произошло соприкосновение с палочкой другого игрока, то ход не засчитывается. Кто вытащил больше палочек своего цвета, тот и выиграл.


Выбить палкой

Игра популярна среди мальчишек. В земле вырываются небольшие ямки. Затем туда нужно положить камушки. Кто быстрее всех заполнит все отверстия камушками, тот и выиграл. В более зажиточных семьях дети использовали специальные стеклянные шарики. Более простые семьи использовали шарики из железа, глины. Был и другой способ игры. Все те же лунки, на землю ставили шарик и пытались забить его в лунку другим шариком с нескольких метров. Иногда вырывалась одна большая лунка, и туда забивали шары с 10 метром. Побеждал самый меткий.


– Ловля гальки

Дети сначала собирали гальку у реки в количестве пяти штук, обязательно небольшого размера. Предпочтительно белого цвета. Затем два человека садились на землю друг против друга. Один кидал гальку на землю перед собой. Задача игроков мгновенно отреагировать и подобрать гальку в большем количестве, чем другой игрок. Побеждает тот, кто взял гальки больше. Очень быстрая и веселая игра. Игра очень напоминает русскую народную «Блошки в плошке»

Дети складывали бумагу в квадратный конверт или треугольник. Бросали его на пол. Затем другим таким же конвертом игрок пробует ударить лежащий на полу конверт так, чтобы тот перевернулся или поменял расположение. После ход переходит следующему игроку. Игрой развлекались в школах на переменах.


– Штурм города

Для игры требуется много человек, которые делятся на две команды от 6 игроков в каждой. Затем определяются границы города, а из подручных материалов строится крепость. Цель игры: захватить город. Одна команда должна наступать, а вторая – оборонять границы города. Игроки во время атаки и обороны могут использовать только руки. Если произошло соприкосновение тел борющихся игроков, оба выбывают из игры. Выигрывает та команда, которая потеряла меньшее количество игроков.

– Игра в слепого

Проводится в ограниченно пространстве, часто в классном кабинете на перемене. Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Остальные игроки не должны попасться водящему. Но они не должны ходить тихо, а обязательно указывать водящему звуками свое местоположение. Игра развивает способность внимательно слушать и ориентироваться в темноте.

– Прыжок через козу

В Олимпийских играх в гимнастике это называется «Прыгнуть через коня» , детское название «прыгать через козу». Играют в каждой школе. Один из игроков садится на корточки, остальные должны через него перепрыгнуть, не задев. Если произошло соприкосновение, то козой становится прыгающий игрок. Игра может усложнятся более высокими позами «козы», сначала на корточках затем все выше и выше.

– Болван

Игра тоже предполагает ограниченное пространство. Обычно в нее играли ученики на переменах. Выбирается водящий, остальные игроки должны убегать. Как только игрок понимает, что его нагоняют, он может резко встать на месте, схватиться за голову и громко крикнуть «Болван». Тогда водящий не может передать ему ход. Этот игрок не может двигаться до тех пор, пока другие игроки не заденут его. Тот, кто не успел крикнуть, становится водящим. Игра напоминает русскую народную в салочки.

Ограничения в одном пространстве, чем на большой круг, или в классе, один человек в погоне за других людей, бежать быстро догнать. Как только почти догнали, нужно сразу схватиться за голову и крикнуть «Болван». Затем нельзя двигаться. Другие игроки должны задеть, чтобы снова можно было включиться в игру. Если не успел крикнуть – поиграл.

– Петушиный бой

Игра не требует никакого инвентаря и приготовлений. Очень простая. Игроки одну ногу нужно согнуть в колене и положить на другую. Руками обнять ноги. На другой, опорной ноге, прыгать и толкать других игроков, так, чтобы они теряли равновесие и выбывали из игры. Можно атаковать один на один, а можно делиться в группы.

– Катить колесо

Для начала, нужно было сделать железное колесо и длинный крюк. Этим крюком нужно было катить колесо. В качестве крюка можно было использовать бамбуковую палку. Кто сможет катить обруч дольше всех, тот и выиграл.

Уличные игры Китая зародились в глубокой древности и получили широкое распространение по всему государству на много веков вперед. Интересно, что многие из них являются прародителями современных видов спорта. Зачастую в играх использовались предметы, которые не требовали особого мастерства в изготовлении: деревянные катушки, мешочки с песком, галька, палки. Многие из тех игр, о которых пойдет речь дальше, сохраняются и по сей день в отдаленных, как правило, относительно бедных районах Китая. Исторически сложилось так, что девочки почти не принимали участие в уличных играх. У них были свои, словесные развлечения, в которые можно было играть, не отвлекаясь от шитья и домашних дел.

Игра в ласточку

Существует и другое название этого развлечения – «Игра в курицу». Получила популярность при династии Тан (618-907 гг.). В одной из книг того времени можно прочесть легенду: давным-давно в Лоян прибыл странствующий монах из монастыря Шаолинь. Во время одной из прогулок по улицам города он заприметил 12-летнего мальчишку. Тот подбрасывал волан по 500 раз на каждую ногу, ни разу не уронив его на землю. Сорванец зарабатывал этим аттракционом на жизнь, развлекая зрителей на улицах города. Монах был так поражен способностями мальчика, что сразу же пригласил его к себе на обучение. С тех пор игра приобрела небывалую популярность. Считалось, что благодаря мастерству ног можно было попасть в ученики Шаолиня. Со временем появились и другие ее разновидности: пара на пару, четыре на четыре и т.д. Цель, однако, оставалась неизменной: подбрасывать волан, не роняя на землю, дольше всех. Игра в ласточку достигла своего расцвета при Династии Цин(1644 - 1911 гг). Можно сказать, что тогда в ласточку играли во всех уголках Китая. Такую популярность она получила в том числе и потому, что в нее можно было играть всей семьей. Ласточка до сих пор популярна среди пожилых людей, которые часто играют в нее в городских парках. Увеселение давно превратилось в неотъемлемую часть китайской культуры, именно поэтому об этой игре сохранилось множество песен, стихов и даже картин. Это поистине народная игра Китая.

Игра в кунчжу(йо-йо), или жонглирование дьяболо

Появление игры связывают с периодом Троецарствия (220 - 280 гг.). Именно тогда были найдены первые упоминания поэта ЦаоЧжи о «прекрасной игре йо-йо». Со времен династии Мин даже сохранилась детская песня «О йо-йо». Все это только лишний раз доказывает, что у игры в кунчжу долгая история. Именно при династии Мин были разработаны первые правила и атрибут (собственно, йо-йо) для этого развлечения, который изготавливался из бамбука или дерева. Йо-йо по форме напоминает полую катушку, по бокам которой проделаны небольшие отверстия, ихможет быть от 4 до 6. Туда вкладываются деревянные брусочки, чтобы во время кручения издавался звук, напоминающий «йо-йо». Игрок натягивает веревку на двух палочках, поднимает катушку над головой и подкидывает ее. Цель игры – крутить катушку быстрее и дольше других соперников. В игре, которая способствовала физическому развитию малышей и скорости реакции, участвовали дети всех возрастов.

Бой за сверчков

В первоначальном варианте игра носила название «осенний бой» или «осеннее настроение». В древнем написании иероглиф «осень» напоминает изображение сверчка. Вторая причина такого названия связана с тем, что сверчки живут только осенью и всего 100 дней. Именно в этот период разыгрывалась нешуточная борьба среди крестьянских семей. Игра появилась при династии Тан. В книгах тех лет даже есть упоминание о том, что одна из наложниц императора каждую ночь перед сном клала под подушку живого сверчка. Целые семьи устраивали соревнования по ловле этих стрекочущих насекомых. Каждый вечер они собирались вместе и подсчитывали количество пойманных «артефактов».Не сложно догадаться, что выигрывала та семья, которая наловит больше сверчков.

Цуцзюй

Это развлечение считается одним из предшественниц футбола. При династии Ханьцуцзюйвходила в список боевых искусств. Этот вид физической активности развивал ловкость, выносливость и сноровку, и сначала получил распространение в императорской армии. Позже игра«вышла» в массы и в нее стали играть в каждом дворе. А все началось с истории, которая приключилась с императором династии ХаньЛюБан. Он не отказывал себе в удовольствиях, и днями напролет смотрел выступления музыкантов и танцоров. Но ничего не производило на него впечатления, жизнь перестала радовать, а дни казались пресными. Его одолела хандра. Тогда прадед рассказал ему о своих излюбленных увлечениях: петушином бое и цуцзюй.ЛюБан не только заинтересовался игрой, но позже стал первоклассным игроком. Именно во время его правления игра получает распространение при дворе. В то же самое время, цуцзюй становится излюбленной игрой нижних слоев населения. ЛюБан даже обязал каждого жителя Китая уметь играть в цуцзюй и знать ее правила.

Во время игры нужно не только забить гол противоположной команде, но и успеть показать мастерство владения мячом при помощи рук, ног или головы. Главное отличие от современного футбола заключается в том, что в цуцзюе никогда не было широких ворот. Взамен этого в земле вырывалась лунка для мяча. Именно в нее должен был попасть мяч. Никаких «джентельменских» правил не было и в помине, а потому толкание и подножки только приветствовались.

Перетягивание каната

Известная и по сей день забава зародилась более 2400 лет назад. В то время царство Чубыло известно далеко за своими пределами мощной армией и кораблями. Военные столкновения, в основном, происходилина воде. Тогда и было изобретено оружие для захвата отступающего судна противника – крюк на прочном канате. Когда враг терпел поражение и намеревался скрыться в бескрайних водах, военные набрасывали на судно крюк и тащили к себе. Позже на берегу они часто громко рассказывали о событиях прошедшего дня и изображали «накидывание лассо». Так и пришла идея перетягивания каната. Появились первые соревнования среди военных. Но игра быстро перекинулась в народные массы. При династии Тан перетягивали бамбуковую палку. Затем стали использовать веревку длиной около 16-ти метров. Соревнования по перетягиванию каната собирало тысячи зрителей. Есть упоминания, что даже иностранцы, приезжающие в Китай, с удовольствием посещали подобные мероприятия. А на улицах городов между собой соревновались простые мальчишки.

Чуйвань

Эта национальная игра в мяч появилась при династии Тан. Перед началом игры нужно разделиться на команды. У каждого игрока в руках палка, которой нужно отбивать мяч. Цель проста – попасть в ворота противника. Развлечение отдаленно напоминает современный хоккей. При династии Сунигра превращается в спорт. Появляются тренеры, обучающиеигре с раннего возраста, проводятся соревнования. Со временем, игра становится не командной, а парной. Чуйвань была особенно популярна среди детей (любого возраста).

«Орел поймал курицу»

У этой игры есть несколько названий: «желтый ястреб ест курицу», «ласка ест курицу», а на кантонском языке – «орел хватает цыплят». Точное время появления игры неизвестно, но первые упоминания уходят своими корнями во времена династии Мин. Это веселое развлечение, предполагающеебольшое количество участников.

Один игрок становится орлом, его задача – схватить и вытащить курицу. Остальные игроки «крепятся» друг к другу в ряд. Первый человек в ряду – это курица, остальные цыплята. Задача курицы – защищать цыплят от орла. Цыпленок, которого вытащили, не участвует в дальнейшей игре. Только в следующем круге он сможет «вернуться в строй». Эта уличная потеха прекрасно развивала выносливость и поддерживала физическую активность, ведь приходилось так много бегать! В ней принимали участие дети всех возрастов.

Подбрасывание мешочка с песком

Еще одна традиционная игра Китая – это подбрасывание крохотного мешочка с песком. Для того, чтобы играть в «мешочек», нужно было несколько тряпок сшить в одну в виде маленького кармашка, в середину засыпать песок и зашить. Играли на свежем воздухе в большой компании. Игроки делятся на две команды и встают друг против друга на определенном расстоянии. Определяется очередность. Первая команда кидает мешочек с песком в противоположную команду. Если мешочек в кого-то попал, тот долженкрикнуть: «Мертв!». Соседний игрок подбирает мешочек и кидает в ответ. А тот, кто оказался «мертв», переходит в другую команду. Побеждает та команда, которой удалось заполучить больше игроков. Игра популярна среди всех возрастов и по сей день.

Игра в стеклянные шарики

Развлечение исконно популярно среди мальчишек. В земле вырываются небольшие ямки, куда кладутся камушки. Кто быстрее всех заполнит все отверстия, тот и выиграл. В более зажиточных семьях дети использовали специальные стеклянные шарики. Малыши из бедных семей использовали шарики из железа, глины. Был и другой способ игры. На землю ставили шарик и пытались забить его в лунку другим шариком с расстояния в несколько метров. Иногда вырывалась одна большая лунка, куда и забивались «мишени». Побеждал самый меткий.